Цвецих Андрей Викторович, директор школы, Гаврилова Валентина Вениаминовна, зам. дир. по УВР МОУ «Ингалинская СОШ», описание проекта «Сетевое сообщество школьных пресс-центров Большереченского района».

Школьную прессу сегодня уверенно можно назвать важным ресурсом развития информационной среды современной школы. Это четко обозначенное  и динамично развивающееся самостоятельное явление общественной и культурной жизни не только страны в целом, но и отдельно взятых регионов.

 Создание сетевого сообщества представителей школьной прессы нашего района позволит расширить границы плодотворного общения редакционных коллективов, сделает возможным осуществление инновационных проектов (в том числе и сетевых)  районного (областного) масштаба.
Проект посвящен формированию культуры сетевых коммуникаций членов школьных коллективов, решению практических задач школьных издательств, поиску путей и методов реализации развития информационно-образовательной среды района, эффективного использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
В проекте информационно-образовательная среда, создаваемая издательским центром школы,  рассматривается как важный фактор, обеспечивающий необходимое качество образования и предоставляющий необходимые условия для развития всех субъектов образовательного процесса.
Сетевое сообщество (далее – Сообщество) предполагает в перспективе расширение своей структуры, совершенствование целей, форм и методов своей деятельности в соответствии с модернизацией системы российского образования, в частности, ориентируясь на деятельность российских центров школьной прессы.
Деятельность Сообщества ориентирована на объединение школьных издательств Большереченского района и систематизацию совместной деятельности в соответствии с новыми тенденциями в развитии школьной прессы России и на создание посредством сетевых технологий единого информационного пространства для организованного обмена редакционных коллектив полезной информацией, проведения плановых консультаций и дискуссий в режиме on-linе, обмена опытом, осуществления коллективных проектов, распространения методик организации сетевых проектов, оглашения результатов мониторингов и аналитических исследований. Таким образом, кроме чисто практических задач школьного издательства, формируется культура сетевых коммуникаций преподавателей и учащихся, обеспечивается современный уровень владения ими.
Кроме того, деятельность Сообщества направлена на качественное выполнение «социального заказа» - воспитание в ученике компетенций, востребованных в различных сферах деятельности, выявление и развитие его талантов.
Инструментом общения и продуктивной работы проекта должен стать сетевой ресурс «Сетевое сообщество школьных пресс-центров Большереченского района»: http://shoolpress.ucoz.ru//
Основной целью деятельности Сообщества является организация единого информационного пространства для представителей издательских коллективов образовательных учреждений Большереченского района, что позволит:
– создать единую базу данных об указанных школьных издательствах, руководителях и участниках школьных издательских проектов;
— систематизировать деятельность участников Сообщества, определяя особенности их работы в соответствии с выделенными направлениями;
– организовать систему постоянного дистанционного взаимодействия – обучения, обмена издательскими продуктами, школьными новостями;
– пропагандировать наиболее перспективные, педагогически содержательные модели школьных изданий;
– вырабатывать коллективные понятия и представления о современном характере педагогического процесса, формировать «педагогическую идею» и проводить ее средствами школьных издательств;
– коллекционировать и публиковать лучшие образцы ученического и учительского творчества;
– содействовать развитию педагогической журналистики.
Задачами деятельности Сообщества являются:
- систематизация развития издательской деятельности в районе в соответствии с тенденциями развития школьной прессы в России;
- создание благоприятной среды для профессионального общения и взаимодействия учителей, учащихся, родителей, работников ОУ, представителей профессиональных СМИ и иных социальных сфер, интересующихся и поддерживающих школьную прессу;
- создание мобильной системы непрерывного обучения педагогов и учеников, занятых в издательских проектах;
- разработка и внедрение современных сетевых инструментов и методик издательско-педагогического и информационно-технологического характера;
- апробирование опыта осуществления интеграционных проектов при участии школ и учреждений дополнительного образования Большереченского района;
- разработка и проведение сетевых проектов с дальнейшим освещением результатов посредством публикаций и размещением отчетов о проделанной работе на сайте Сообщества;
- оказание методического, технического, консультативного содействия редакционным коллективам, участникам Сообщества, в решении задач освоения Интернет-технологий и издательской деятельности;
- создание системы выявления и поддержки инициативных педагогов-издателей и талантливой молодежи;
- описание накопленного опыта и распространение его через публикации, форумы, семинары;
- создание Каталога школьных изданий района;
- способствование качественному выполнению образовательными учреждениями «социального заказа».
В основу проекта были положены следующие концептуальные подходы:
-   концепция модернизации системы образования;
-   концепция приоритетности информатизации образования в России как основы будущего устойчивого социально-экономического ее развития;
-   концепция непрерывного образования как условия развития личности;
-  системный подход к моделированию процесса развития информационно - образовательной среды учебного учреждения.
Основные функции и содержание деятельности
 Концептуальное направление:
– Прицельная работа со школьными издательствами с целью объединения и систематизации их деятельности.
– Реализация программ продвижения сетевых и издательских технологий, других проектов районного значения в образовательный процесс.
– Разработка и ведение интеграционных проектов, в том числе и сетевых.
– Апробация новых форм общения, учебы и экспертизы результатов издательской деятельности.
– Развитие системы выявления индивидуальных творческих способностей учащихся и формирование инструмента поддержки инициативных педагогов-издателей и талантливой молодежи.
– Обеспечение открытости и доступности результатов деятельности участников Сообщества.
Практическое направление:
– Координация деятельности издательских центров ОУ, ведущих издательскую деятельность, а также способствование их взаимодействию в данной области с другими районными и региональными учебными заведениями.
– Расширение списка печатной продукции издательских центров в районе, популяризация удачных издательских проектов.
– Разработка мобильной системы обучения педагогов и детей основам издательской деятельности и методам работы с сетевыми проектами.
– Реализация особого издательского проекта в районном масштабе, создание «Каталога школьной прессы Большереченского района» (возможен электронный вариант).
– Разработка и апробация моделей презентации опыта в условиях малобюджетных проектов (на примере организации выставок школьной прессы).
 Аналитическое направление:
– Исследование тенденций развития школьной прессы в регионе и возможных путей создания единой информационной базы данных о деятельности издательских центров.
– Проведение мониторингов методов, приемов и условий работы редакционных коллективов.
– Участие в диагностике количественных и качественных потребностей учебных заведений в профильном оборудовании, мониторинг использования оборудования.
– Структурирование баз данных о развитии школьной прессы в районе.
Организационное направление:
– Организация и проведение мероприятий по подготовке и участию в Конкурсах школьных изданий.
– Разработка и осуществление форумов, семинаров, конференций, конкурсов, игр, в том числе и сетевых.
– Проведение открытых дистанционных мастер-классов, дистанционных конференций.
– Создание и апробация механизмов организационной поддержки школьных издательств.
– Организация и проведение акций обследований образовательных учреждений, социальных структур, местных предприятий посредством юношеского «журналистского десанта».
– Отработка взаимодействий Сообщества с профессиональными СМИ.
Методическое направление:
– Перепроектирование и апробация новых педагогических технологий (в том числе дистанционного обучения, выставочных технологий, тьюторских методик и моделей коллективных игр).
– Описание новых форм педагогической практики (образовательные акции, школьные информационные агентства, он-лайн уроки, учебные форумы, подиум-дискуссии и др.).
– Разработка и организация мобильной системы повышения квалификации преподавателей в области современных информационных, сетевых и издательских технологий.
– Проектирование, составление и издание методических пособий для школьных издателей. Разработка рекомендаций, направленных на повышение культуры работы с печатными материалами в школе.
– Разработка содержания, организация и методическое сопровождение конкурсов школьных изданий в районе.
– Реализация мероприятий обмена опытом посредством осуществления совместных проектов, а также размещения полезной информации на сайте Сообщества.
– Создание условий для педагогического взаимодействия и обмена опытом между школьными издательствами региона.
Информационное направление:
– Участие в создании районной электронной библиотеки школьной прессы.
– Разработка системы информационного потока между школьными издательствами.
– Разработка системы межредакционного взаимодействия через сеть Интернет.
– Обеспечение пользователей (учащихся, педагогов, администраций школ) новостными, статистическими, методическими и информационными материалами.
На данный момент нашей школой в рамках развития районной школьной прессы сделано немало. Это и перевод печатных изданий в соответствующий электронный формат; победа в VI фестивале педагогических проектов  с темой «Развитие творческой самореализации личности в издательской деятельности»; успешная защита и публикация в сети Интернет элективных курсов «Издательская деятельность школьного пресс-центра» и «Азбука журналистики»; участие во Всероссийских фестивалях «Открытый урок» с 2-мя работами соответствующей направленности; демонстрация школьных изданий (газета «Комета», сборников, книг, брошюр) на межрегиональных Форумах общественных инициатив; проведение тематических мастер-классов  для коллег области и района; приложили руку мы и к созданию газеты «Диалог» Комитета по образования администрации Большереченского района. Считаем, что подготовительный этап создания описанного выше Сообщества пройден успешно. Пора координировать свои силы и выходить на новый виток развития, убеждены в правильности своих действий и несомненной полезности благого начинания для единого информационного пространства района.

январь 2011 г.