Тупис Александр Петрович, учитель технологии МОУ  «Большереченская основная общеобразовательная школа».  
«Развитие творческой активности  обучающихся
в процессе проектной деятельности  на уроках технологии».

Выявление проблемы
             Изучение процесса становления творческой личности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что творческая индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития нового, современного общества. Главная особенность этого нового общества – большая потребность в значительно большем, чем в прежнем индустриальном обществе числа творческих людей, способных к инновационной деятельности в различных видах производства. 
Именно поэтому в выступлениях  Президента России Дмитрия Медведева звучат слова о его решении «инвестировать деньги в таланты и способности людей» и в «продолжении работы по развитию человеческого капитала».
Решение задачи становления творческой личности во многом зависит от школы, от того, насколько организация образовательного процесса способствует формированию творческого потенциала учащихся. Творческий потенциал «запускает» механизм саморазвития творческой личности.
Опыт творческой деятельности, рассматриваемый сегодня в качестве составляющего элемента содержания образования, требует поиска адекватных путей его формирования. Трудности, связанные с достижением цели воспитания творчества в учебном процессе, обусловлены тем, что, несмотря на многочисленные исследования, посвященные различным сторонам творчества, в настоящее время творчество как понятие сохраняет в себе некую неопределенность. Это накладывает отпечаток на решение проблемы становления творческой личности в жизни вообще и в процессе образования в частности.
Методы исследования

- изучение  литературы по проблеме творчества;
- опросы, анкетирование;
- педагогические наблюдения;
- сравнение, обобщение, анализ.
 
Анализ педагогической литературы и изучение реальной педагогической практики показывают, что при ясном понимании необходимости научной разработки понятия «творческий потенциал» осмысление сущности этого понятия в рамках педагогической науки осуществляется односторонне, без опоры на широкую трактовку творчества как процесса межсубъектных отношений. Проблема творчества поднимается в трудах современных ученых, таких как В.Г. Рындак, Л.В. Мещерякова, В.И. Андреев, С.Д.Смирнов.
Концептуальные положения данного проекта  представляются проблематикой развития творческих способностей Н.А. Алексеева, И.А. Зимней, Е.В. и И.С. Якиманской.
Вопросы же, связанные с развитием творческого потенциала обучающихся в учебном процессе как меры творчества, трактуемого в широком смысле слова, не были предметом специального исследования. В научной литературе недостаточно исследована заявленная тема, а также способы ее разрешения. Появление новых технологий усиливает актуальность проекта.

Тема проекта: Развитие  творческой активности  обучающихся  в процессе проектной деятельности  на уроках технологии.
Цель проекта: Формирование творческой активности обучающихся  в учебно-воспитательном процессе по предмету «Технология».
Гипотеза: эффективность развития творческой активности обучающихся на занятиях технологии повышается, если основу обучения составляет  проектная деятельность в качестве системообразующего компонента.
           Объект  творческий  потенциал личности школьника.
           Предмет – формы и методы развития творческого потенциала личности обучающихся.
Для достижения поставленной цели в соответствии с указанным объектом и предметом  поставлены следующие задачи:

1. Изучение теоретических основ формирования и развития творческого потенциала обучающихся по предмету «Технология».
2. Анализ условий развития творческого потенциала учащихся в процессе изучения предмета «Технология».
3. Исследование творческих способностей и возможностей обучающихся.
4. Определить потенциальные возможности внеучебной деятельности по предмету «Технология» в развитии интеллекта и творческих возможностей личности учащихся.
5. Выявить возможности использования проектной учебной деятельности для развития творческой активности.
6. Выделить параметры, позволяющие оценить эффективность проектной деятельности, как способа развития творческой активности обучающихся. 
7. Исследовать отношение к предмету школьников обучающихся по традиционной системе обучения и по программе «Технология», где выполняются творческие проекты.
8. Формирование интереса обучающихся к освоению народных ремесел.

Формирование творческой активности  школьников будет осуществляется через:

- проектную деятельность;
- научно-исследовательскую деятельность;
- урочную деятельность;
- творческие выставки;
- проведение экскурсий;
- участие в олимпиадах;
- участие в конкурсах мастерства;
- участие во внеклассных мероприятиях;
- кружковую деятельность.


Проект рассчитан на 5 лет и включает в себя 3 этапа.


ЭТАПЫ

СРОКИ

ЗАДАЧИ  ЭТАПА
  Подготови-    
  тельный
2009-2010
  Анализ  состояния готовности школы и мастерской  для реализации проекта;
  Анализ  состояния готовности социокультурных  объектов поселка  для помощи в реализации проекта;
  Изучение нормативных документов и методической литературы;
  Проведение диагностики для выявления интереса к  творчеству;
  Подготовка учебно-методического и материального обеспечения;
  Знакомство учащихся с основными направлениями народного творчества;
   Установление связи с социальными партнёрами Старины Сибирской, картинной галереей, ЦДЮТ, музеем.
  Практический
2010-2014
  Определение направлений и тем научно-практической      
   деятельности;
   Выполнение творческих проектов учащихся;
   Проведение конкурсов мастерства;
   Проведение  выставок детского творчества;
   Организация экскурсий;
   Изучение народных ремесел.
Контрольно-оценочный
В конце
каждого
учебного
года
   Анализ эффективности   деятельности. 
   Анализ результатов научно-практической деятельности.     
   Подведение итогов выставок, олимпиад, творческих 
    конкурсов.
   Сравнение  результатов  работы с первоначальной  целью.
                 
 Направления обучения
  1. Усвоение теоретических знаний.
  2. Формирование практических навыков.
            Теоретическая часть проходит в форме лекций, бесед и экскурсий  в историко-этнографический музей, историко-культурный центр «Старина Сибирская», картинную галерею.
          Практическая часть включает в себя отработку приёмов и навыков изготовления поделок, сувениров, предметов кухонной утвари и т.д., что в совокупности позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла  произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
Направления практических работ:
  1. Резьба по дереву.
  2. Точение изделий на токарном станке.
  3. Инкрустация соломкой.
  4. Тиснение по бересте.
Ожидаемые результаты:
  1. Проявится  интерес к художественно-прикладной деятельности, который способствует самоопределению обучающегося и выбору его дальнейшей профессиональной деятельности.
  2. Призовые места в районных выставках детского творчества, олимпиадах и НПК.

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов:


1. Количественные и качественные показатели участия школьников в районных  и областных олимпиадах, творческих выставках защите проектов.
 2. Положительная динамика проявления интереса учащихся к исследовательской деятельности.
 3. Рост  мастерства и качества выполнения творческих работ.
 4. Уровень социальной успешности выпускников.


Список используемой литературы
  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития, книга 1.  – Казанский университет, 1996.
   2. Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс./ Сост. Бобровская А.Н., Долинина Г.Ф.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112с.
  3. Макарова Л.Н., Шаршов А.Н. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 96 с.
   4. Молева Г.А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии. // Школа и производство, №7 2005.
  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.-М.: Аркти, 2003.2 с. 
   6. Развитие творческой активности школьников /Под ред. А.М. Матюшкина;  Науч.- исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.-М.: Педагогика, 1991.-160 с.:
  7. Сманцер А. П. Новые технологии в системе непрерывного образования как средство развития творческой личности // Новые технологии в системе непрерывного образования.- Минск, 1995.
8. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. – М.: «Академия», 2001. – С. 153-156.
9. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. – 3-е изд. стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 288 с.
   10. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.