Шейкина Татьяна Анатольевна-социальный педагог МОУ «Чебаклинская СОШ». Формирование социальной ответственности у обучающихся через сотрудничество школы с социумом.

Актуальность
Основная задача образовательного учреждения - подготовить обучающихся к самостоятельной жизни. Актуальность проблемы обусловлена изменением общественных и социокультурных требований к молодым людям, начинающим самостоятельно жить.

   Идея  - дать возможность подростку для социального развития и социального познания, формирования различных навыков и умений, повышения социально- психологической компетентности. С этой целью надо образовательному учреждению разработать  программу социально- педагогического сопровождения.
Социально- педагогическое сопровождение- это комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной социализации подростков, перспектив их личного роста. Участниками социально — педагогического сопровождения являются обучающиеся, учителя — предметники, классные руководители, родители ,социальный педагог, а также Совет общественности по работе с детьми, администрация Чебаклинского сельского поселения, женсовет, медицинские работники, участковый милиционер. Активно привлекаем социальные службы района- это Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр социально — психологической помощи семье и детям, Социально- реабилитационный центр «Радуга» для детей с ограниченными возможностями.
Социально- педагогическое сопровождение состоит из 6 этапов.
1 этап. На данном этапе проводится диагностика психического и социального здоровья обучающегося (например, диагностика «Уровень социализированности»). Используем различные методы: тестирование, анкетирование родителей и обучающихся, наблюдение, беседы, анализ продуктов учебного труда. На этом этапе работает в основном социальный педагог и классные руководители с привлечением родителей и медицинского работника.
2 этап — это анализ полученной информации  и планирование мероприятий. На каждого обучающегося заведена социально- педагогическая карта, в которую вносятся все данные диагностики. На этом этапе работают социальный педагог, классный руководитель, администрация школы.
3 этап- Разработка мероприятий по формированию социальной ответственности школьников. Это могут быть обучающие тренинги, игры, проектная деятельность, проигрывание ситуаций, мастерские общения. Хороший результат дает анализ наиболее типичных социальных ситуаций, предоставляющих возможность делать обоснованный выбор, принимая на себя ответственность за свое решение. А также проигрывание социальных ролей: товарищ, гражданин, член семьи. При планировании мероприятий мы должны нацеливать детей на такие общечеловеческие ценности, как добро, ответственность, свобода выбора, гражданственность, патриотизм, толерантность. Взаимодействие со сверстниками: в паре, малой группе, большой группе. Совместно с Активом ученического самоуправления можно разработать правила нашего коллектива, по которым обучающиеся должны жить. Например, такие:
1.Соблюдать Устав школы и установленные в школе правила для обучающихся.
2.Уважать права и считаться с интересами других людей, не подвергать опасности жизнь и здоровье свое и окружающих.
3. Заниматься в меру своих способностей.
4. Принимать активное участие в жизни коллектива.
5.Свободно выражать свое мнение по любому вопросу.
6.  Стремиться к взаимопониманию с одноклассниками, учителями, не обзывать, не оскорблять других людей, не перебивать собеседника в разговоре, внимательно слушать.
7.Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии во время учебного процесса и на переменах.
8.Соблюдать дисциплину и порядок во время уроков и на переменах.
9. Не опаздывать на урок.
10. Перемена- личное время обучающегося.
11. Не пропускать школу без уважительной причины.
4 этап- Проведение мероприятий и консультирование всех участников сопровождения о путях и способах по формированию социальной ответственности. На этом этапе привлекаем Социальные службы района, школьную администрацию, Совет общественности по работе с детьми, женсовет, Администрацию Чебаклинского сельского поселения, медицинских  работников и в обязательном порядке родителей. Мероприятия проводим по направлениям:
1 «Я выбираю здоровый образ жизни»- одно из главных направлений, направленного на формирование ответственности у обучающихся за свое здоровье. Это соревнования по футболу, веселые старты, марафоны. Это прежде всего профилактика употребления ПАВ. При проведении таких мероприятий привлекаем родителей, медицинских работников.
2 «Я и закон»- профилактика правонарушений. Обучающиеся знакомятся со своими правами и обязанностями, уголовной и административной ответственности. Для работы по этому направлению привлекаем участкового милиционера, Администрацию Чебаклинского сельского поселения.
3. «Профессиональное самоопределение» - это анкетирование, тестирование о профессиональных склонностях обучающихся, о профессиональных намерениях. Регулярно обучающие выезжают на районные мероприятия по профессиональному самоопределению.
4 «Познай себя» - это  развитие  познавательных интересов и склонностей. Вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность.
Традицией стало проведение мероприятия «Весенняя неделя ДОБРА», все обучающие принимают участие в добрых делах: благоустройство села, оказание  посильной помощи людям преклонного возраста, ветеранам педагогического труда и данное мероприятие заканчивается праздничным концертом.  Основное правило при проведении мероприятий: не сравнивать подростка с кем- либо ни в положительном, ни в отрицательном аспектах, не фиксировать внимание на его неудачах.
Для родителей — это тренинги «Как научиться понимать ребенка», мастерская общения «Как помочь трудному ребенку?», «Как избежать конфликтов с взрослеющими детьми?», информационные родительские собрания.
В каждой школе есть особая категория обучающихся, к которым требуется особый подход, тогда переходим к 5 этапу. На этом этапе идет работа с семьями, находящимися в социально- опасном положении, с детьми, состоящими на внутришкольном контроле, малообеспеченные семьи. Социальный патронаж семей, находящихся в социально- опасном положении осуществляем совместно с Советом общественности по работе с детьми, Главой администрации Чебаклинского сельского поселения. Большую помощь при работе с этой категорией оказывает  Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних . Как правило, в центр мы направляем детей, которые нуждаются в социальной реабилитации и экстренной медицинской, социальной помощи. На учете в состоит 6 семей. В 2008 году в центр было направлено 3 детей, в  2009  - 3 (Балашовы-2, Гостева) 2010 году- 3 ребенка (Калекины-2, Правдюкова), в данное время 2 обучающихся (Орловы) находятся в Центре. Таким образом, дети из таких семей прошли курс реабилитации. Усилия педколлектива Центра направлены на то, чтобы способствовать созданию наиболее благоприятных условий для развития и позитивного самоутверждения личности ребенка. Пока ребенок находится в Центре, школа совместно с администрацией сельского  поселения ведут работу с семьей: это прежде всего беседы о воспитании  детей, о проблемах семьи, о здоровом образе жизни  семьи. Если родители стараются устранить свои недостатки в воспитании и образе жизни, то ребенок, пройдя курс реабилитации, возвращается в семью. Если же семья продолжает вести аморальный образ жизни, то уже  судьбу ребенка решает орган опеки и попечительства.
Важным звеном при решении проблем социализации является Центр социально- психологической помощи семье и детям. Главная задача Центра- оказание социальной поддержки, правовой, медицинской, психолого- педагогической помощи. Специалисты Центра помогают осуществлять социальный патронаж неблагополучных семей, оказывают как вещевую помощь, так и материальную (Гостевы, Фирстовы), помощь в оформлении паспортов (Фролкины, Орловы), оформление пособий. А с обучающими работает психолог Центра, социальный педагог. Прежде всего это агитация здорового образа жизни, консультирование у специалистов, содействие в трудоустройстве подростков в летний период, организация отдыха несовершеннолетних (Рисунок №1). Как видим, в ходе патронажа предоставляются различные виды помощи, в том числе защита прав и интересов ребенка, обучение членов семьи навыкам социального поведения. На данном этапе Центр и школа выполняют ряд функций по отношению к семье:
1. Восстановительная функция - она предполагает восстановление тех положительных качеств, которые преобладают в семье.
2. Компенсирующая функция проявляется в формировании у семьи стремления устранить тот или иной недостаток. Школа и Центр помощи семье стараются трудоустроить родителей, чтобы семья поправила свое материальное положение.
3. Социализирующая функция – направлена на предоставление возможности семье для социального развития и социального познания – формирования различных навыков и умений, повышения социально- психологической компетентности.
Особого отношения требуется семьям, в которых есть дети- инвалиды и здесь помогает Социально- реабилитационный центр «Радуга» для детей с ограниченными возможностями.
В нашей школе обучается 3 ребенка- инвалида, которые регулярно посещают Центр «Радуга».  С детьми в Центре работают психологи, медики, социальные педагоги и специалисты по организации оздоровительной деятельности. Данная категория детей регулярно проходит курс реабилитации в Центре «Радуга».
Усилия педколлектива Центра направлены на то, чтобы способствовать созданию наиболее благоприятных условий для развития и позитивного самоутверждения личности ребенка. Условия в Центре приближены к тем, что существуют в хороших благополучных семьях, создают психологический комфорт.
6 этап- Анализ мероприятий, направленных на формирование социальной  ответственности обучающихся. На этом этапе подводится итог, насколько  повысилась социальная ответственность обучающихся в помощью анкетирования и тестирования.  Это может быть анкетирование по теме: «Я и общество»; использую методику, как недописанный тезис, эта методика позволяет определить убеждения людей, которые повлияли на развитие и становление личности ребенка; «Недостатки – продолжение достоинств», «Что я люблю? Что я не люблю?»- методика позволяет выявить жизненные ценности подростка; недописанное письмо- предлагаю детям продолжить письмо незнакомому другу «Я живу хорошо, потому что…» или «Я живу плохо, потому что…» (Рисунок №2). Все эти методики учат детей общаться между собой, учатся понимать друг друга, учатся управлять своими чувствами, сбрасывать эмоциональное напряжение.
Как видим, социально- педагогическое сопровождение решает следующие задачи:
1. Профилактика- снятие причин и условий, которые вызывают те или иные отклонения в развитии и социализации личности.
2. Коррекция- компенсация выявленных отклонений ребенка и его окружения.
3. Реабилитация- восстановление человека  в правах, статусе, здоровья, дееспособности. При социально- педагогическом сопровождении ставим следующие цели:
1. Совершенствование социальной среды в интересах обитаемого в ней ребенка.
2. социализация ребенка в образовательной среде и обществе.
3. Оптимизация процесса взаимодействия ребенка и социальной среды.
Через систему взаимодействия образовательного учреждения, социальных служб, родителей и общественности мы воздействуем на сознание, чувства, волю, поведение в целях формирования у обучающихся общественно значимых норм и привычек поведения, умений, навыков, знаний, качеств, потребностей, мотивов.
В социализации детей важно как можно раньше выявить и организовать сопровождение, развитие личности, подготовку к навыкам самостоятельной жизни, допрофессиональную подготовку. Все эти процессы достигаются при совместном взаимодействии семьи, образовательных, медицинских, социальных учреждений, муниципальных государственных структур.



Comments (1)

On 13 февраля 2011 г. в 16:46 , Отраднова О.Г. комментирует...

Нестабильность социально-экономических условий, перманентность экономических катаклизмов и межнациональных конфликтов, неустойчивость общественных отношений наносят ощутимый ущерб процессу полноценного развития личности детей и подростков, поэтому ваш проект является очень актуальным. Проект является комлексным,где уделяется внимание личностно ориентированному подходу не только к ребенку, но и его семье. В нем нашли отражения принципы: систематичности, поэтапности, постепенности, профессионализма.