Кислицына Надежда Николаевна, МОУ «М-Посельская СОШ».  
Проектная методика - как средство повышения мотивации к изучению английского языка.

                                      АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
     В современном обществе любому специалисту желающему преуспеть в своей области, владение хотя бы одним иностранным языком жизненно необходимо. Поэтому мотивация к его изучению возросла. Однако это не означает, что исчезли трудности при овладении иностранным языком, особенно в массовой школе. По-прежнему недостаточна активная речевая практика на уроке.
     Известно, что основной целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие коммуникативной  компетенции, т.е. обучение практическому владению иностранным языком.
Четыре года назад я выбрала основной темой своей педагогической деятельности проектную методику на уроках английского языка. 
     Работая в сельской школе, с учениками разного уровня языковой подготовки, на практических занятиях часто сталкиваемся с низкой активностью на уроке, отсутствием культуры выполнения домашнего задания, неуспеваемостью по предмету, с пропусками.
     Помимо объективных причин, такая ситуация объясняется и социально - экономическими причинами,  вследствие чего, многие родители не в состоянии обеспечить необходимый контроль за детьми, обеспечить их необходимой учебной литературой. Оказать помощь в учебной деятельности. 
Всё это и заставило меня искать наиболее эффективные пути положительной мотивации  учащихся.
    Среди причин, которые влияют на низкую мотивацию и результативность обучения не малую роль играет отсутствие условий для практического применения полученных на уроках знаний. Исходя из этого, я предположила, что возможно проектная методика сможет повысить интерес учащихся к изучению иностранного языка путем внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А положительная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка. При этом я опиралась на современные подходы и концептуальные положения к обучению языку,  которые подчеркивают важность сотрудничества и взаимодействия между учениками как мотивирующий фактор.  Группа учащихся, которые занимаются вместе, чувствуют себя более комфортно. Исходя из этого, я решила, что применение проектной методики позволит решить несколько проблем. Во-первых, проблему дифференциации и индивидуализации обучения, во-вторых, проблему недостаточной активности учащихся в ходе классных занятий, т.е. учащиеся, будут чувствовать себя среди равных, что и будет способствовать повышению мотивации к учению
Этим и был обусловлен выбор темы и направления работы.
Объект исследования: образовательный процесс сельской школы.
Предмет исследования: проектная методика на уроках английского языка.
Цель: повышение  мотивации учащихся к изучению английского языка с опорой на их уровень обученности.
     В основу работы положена гипотеза: если применять на уроках английского языка проектную методику, то это поможет преодолеть инертность и безынициативность учащихся на уроках. Исчезнет боязнь говорить на иностранном языке, из-за возможных ошибок в речи. Поможет развитию самостоятельности, творческой активности, так необходимой в процессе обучения, и все это будет способствовать повышению мотивации к изучению английского языка.
          Основные задачи: формировать положительную мотивацию через применение инновационных технологий развивающего обучения в т.ч. проектную методику;

- формировать учебные ЗУН;
- мотивировать учебную деятельность.
Основными методами исследования являются:

- изучение литературы по теме;
- изучение и обобщение опыта;
- анкетирование;
- педагогическое наблюдение; анализ школьной документации;    
- сравнение, обобщение, систематизация, анализ. 
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Критерии
Степень обучения
Показатели
Социальная
адаптированность учащихся
2-3
Социальная активность
Формирование  и развитие познавательных навыков
2
Умение применять на практике, полученные ЗУН
Формирование самостоятельности в учебной деятельности
2-3
Умение самостоятельно конструировать свои знания
2-3
Умение ориентироваться в информационном пространстве
Формирование творческой активности
2-3
Умение применять индивидуальные способности
Формирование умения выстраивать стратегии коммуникации
2
Умение выбирать речевой жанр коммуникации
Умение выбирать поведение, соответствующее  ситуации коммуникации
3
Умение планировать свои действия (стратегию)
Умение корректировать свою линию поведения с учетом изменения ситуации

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ НА УРОВНЕ УЧИТЕЛЯ



                                                         

Основные принципы проектной работы:

1. Вариативность - индивидуальная, парная, групповая формы работы.
2. Решение проблем.
3. Когнитивный подход к грамматике
   (т.е. применение пройденных грамматических структур и явлений).
4. Учение с увлечением.
5. Личностный фактор
    (возможность думать и говорить о том, что тебе близко).
6. Адаптация заданий
    (задания должны  соответствовать уровню, на котором находится обучающийся).

ЭТАПЫ ОПИСАНИЯ РАБОТЫ

Что такое проект?
Проект - это возможность учащимися выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.
Работа над проектом представляет собой целостную и последовательную систему, осуществляемую поэтапно.
ученикам предлагается в скрытом виде проблема, которую нужно выявить, сформулировать.
     План будущего проекта может носить более или менее развернутый характер.
     Например: уч-ся должны определить, что будет являться содержанием проекта? Какие вопросы могут возникнуть в ходе работы над проектом? Как будут решаться эти вопросы ? (проведут опрос, изучат литературу, посетят музей, библиотеку, побеседуют, т.д.) Как будет организована деятельность группы ? (договориться о встречи, распределить задания, т.д.) И что будет результатом проекта (коллаж, альбом, плакат, рекламный проспект и т.д.).
Обязательно акцентирую внимание, на том, чтобы в каждой группе были сильные, средние и слабые ученики, при этом учитываю  и психологическую совместимость детей.
   II этап - (организационный).
Обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Параллельно с этим проводиться поэтапная работа над проектом. Тексты из учебника служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся. Содержание этих текстов служит стимулом последующих высказываний учащихся. Мысли содержащиеся в тексте, могут служить поводом к общению. Важно научить ребят использовать тексты в качестве образца высказывания, применяя к себе то, что необходимо, трансформируя текст, так, чтобы он соответствовал мыслям и желаниям учащихся.
    Итак, на организационном этапе проектной работы совершенствуются сформированные ранее навыки иноязычного общения и закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учеников.
  III этап - (защита и обсуждение).
     Это заключительный этап. Каждая группа защищает перед классом свой проект по ранее обсужденному плану.
Каждая группа вправе решить сама, какую форму презентации и оформления результатов своей проектной деятельности она изберет.
Учащиеся других групп могут задавать выступающим интересующие их вопросы.
     По окончании презентации ученики групп анализируют все проекты, комментируют их, и вносят свои предложения.
Следует отметить, что обсуждение проектов потеряет всякий смысл, если функцию оценки результатов учебной деятельности берет на себя учитель.
Очень важно, чтобы учащиеся это делали самостоятельно с помощью учителя. Я предлагаю следующие вопросы, помогающие учащимся оценить процесс и результат проектной деятельности  (фаза саморефлексии):
   IV  этап - практического использования проектов.
     Проект должен продолжать свою жизнь даже после завершения  работы над ним, например, в качестве наглядных пособий для других классов; докладов на других уроках, выставках.
     Я,  разумеется, анализирую высказывания ребят: слежу за тем, как усвоена ими лексика, правильно ли они употребляют грамматические структуры, оцениваю ответы. В результате проекты получаются самые различные: маленькие и большие, успешные и не очень. Но каждый проект заслуживает одобрение и похвалу: в него вложен большой творческий труд детей. Я стараюсь не  заострять внимание на ошибках. Ведь основное внимание школьников направлено на содержательную сторону высказывания. Ошибки я обычно фиксирую для себя, систематизирую их, а на последующих уроках отрабатываю в различных упражнениях.
Однако следует отметить, что при такой форме работы наряду с преимуществами имеются определенные трудности. Они обусловлены следующими факторами:


- недостаточным уровнем языковой подготовки отдельных групп;
- нехваткой времени;
- непривычностью этой формы работы;
- трудностью вовлечения слабых учащихся в активную деятельность;
- риском трансформации дискуссии в спор между отдельными учащимися.
Но во время работы над проектом строятся новые отношения учителя и учащегося.
     Учитель уже не является для учащихся единственным источником информации. Он становится консультантом и помощником. Свою работу ученики предъявляют скорее своим товарищам, чем учителю.
     Работа над проектом помогает учащимся проявить себя совершенно неожиданно. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты.
Проектная работа дает возможность развивать у ребенка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя.
Важно также отметить, что при подготовке проекта ученик отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по группе, кроме того, ученики привыкают  работать самостоятельно, а учитель только организует самостоятельную учебно-познавательную, коммуникативную, творческую деятельность учащихся.
     Я не берусь утверждать, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство от однообразия, скуки, осознания себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект - это реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах средствами иностранного языка. Благодаря проектной методики учащийся становится субъектом, т.е. равноправным участником образовательного процесса.

                                                     ТИПОЛОГИЯ  ПРОЕКТА


    Срок реализации проекта составлял 4 года (с 2005-по 2009). За этот период был выпущен один класс, с которым я начала заниматься проектной методикой с 9 класса. Данные таблицы наглядно демонстрируют рост повышения мотивации к изучению английского языка, благодаря применению проектной методики на уроках.

Год выпуска
Класс
Учебный год
Качество знаний (%)
2007
10
2005-2006
47
11
2006-2007
50
2008
9
2005-2006
52
10
2006-2007
73
11
2007-2008
83
Как мы видим, метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для учащихся.