Цвецих Андрей Викторович, директор школы, Гаврилова Валентина Вениаминовна, зам. дир. по УВР МОУ «Ингалинская СОШ».
«Школа молодого педагога».
Особое место в системе совершенствования образовательного процесса занимает организация методической помощи начинающему педагогу. Это связано с тем, что начинающие педагоги имеют базовое педагогическое образование, но не имеют достаточного практического опыта ведения занятий. Поэтому начинающему педагогу следует оказывать особую систематическую и разностороннюю помощь. Необходимо создать условия для изучения передового опыта, предоставить возможность участвовать в методической работе школы.
Вхождение в должность и овладение специальностью на практике представляет собой достаточно длительный и серьезный процесс, предполагающий освоение основных функциональных обязанностей учителя и классного руководителя, знакомство с нормативно-правовой базой образовательного процесса, становлением организационно-инструктивных, коммуникативных, дидактических и аналитических умений молодого учителя в контексте профессиональной компетенции.
Процедура вхождения в профессию потребует определенных усилий от молодого педагога и прежде всего от его желания стать Учителем. Профессиональный рост будет сопровождаться ошибками, заблуждениями, преодолением себя, поисками эффективных методик и чувством радости и профессионального удовлетворения.
Этим и обусловлен выбор темы проекта: «Школа молодого педагога».
Цель проекта – организация и создание условий для профессионального роста начинающих педагогов, формирование у них высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.
Задачи проекта:
- удовлетворять потребности молодых педагогов в непрерывном образовании;
- выявлять профессиональные, методические проблемы в учебном процессе начинающих педагогов и содействовать их разрешению;
- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагогов;
- помочь молодым учителям внедрить современные подходы и передовые педагогические технологии в образовательный процесс;
- пропагандировать педагогическое мастерство опытных преподавателей и оказывать помощь в совершенствовании знаний методики и педагогики;
- формировать навыки в проведении диагностики и самодиагностики.
В работе с молодыми специалистами используются различные формы: лекции, дискуссии, обмен опытом, практикум, консультации, обсуждаются вопросы по методике планирования занятий.
Организуются консультации по:
- оформлению журналов;
- составлению календарно-тематических планов.
Проводятся практикумы по:
- разработке планов воспитательной работы;
- поурочному планированию;
- проектированию методической структуры занятия;
- планированию учета знаний.
Молодым специалистам выдаются памятки и методические разработки по темам:
(Памятки, как приложение к программе, будут разрабатываться наставниками и руководителем Школы молодого педагога в ходе ее реализации)
На начальном этапе проводятся индивидуальные беседы, выясняются склонности и личные интересы. Первые встречи — это установка на систематическую самообразовательную работу, на самоанализ и самооценку. В процессе таких бесед выясняется, как педагог оценивает свою подготовленность к ведению конкретных занятий; определяется, какая первоочередная помощь ему нужна, и как в будущем рациональнее использовать его в общественной работе.
До начала занятий педагога знакомят с помещением, в котором он будет работать, с едиными требованиями, существующими в школе, с традициями, с распорядком дня, с методическими достижениями педагогического коллектива, с работой методических объединений, с оснащенностью учебных помещений.
Заместитель директора по УВР и члены методического совета дают целый ряд консультаций начинающему педагогу по различным вопросам учебно-воспитательной работы. Обсуждаются вопросы:
Начинающего педагога знакомят с библиотекой, с имеющимися наглядными пособиями, с расписанием занятий.
Для начинающего педагога очень важно первое занятие. Когда идти первый раз на занятия к начинающему педагогу? Следует предоставить достаточно времени, чтобы педагог мог освоиться, узнать детей, привыкнуть к новой обстановке. На первых порах вполне достаточно беседы с педагогом о том, как прошло его первое занятие. Хорошо, если беседа будет целенаправленной и предметной. Для этого педагогу надо заранее предложить несколько ведущих вопросов, чтобы он мог подготовиться к беседе по существу, к самоанализу своего первого занятия. Такой канвой для беседы могут быть, например, следующие вопросы.
Полезно сначала предоставить начинающему педагогу возможность самому проанализировать свое занятие, самому оценить его, определив, в какой мере достигнуты учебные и воспитательные цели, которые были намечены. Самоанализ позволяет выработать привычку критически оценивать свои действия, видеть свои недостатки и пути их устранения.
Для открытия Школы молодого педагога необходимо пройти следующие этапы:
Школа молодого педагога рассчитана на три года обучения.
План реализации проекта.
Этап | Задачи | Мероприятия проекта | Ожидаемые результаты |
2010-2011 учебный год Подготовительный допрофессиональный | 1.Снять закрытость позиции, профессиональную маску. 2.Обозначить и актуализировать смыслы профессиональной деятельности. 3.Сформулировать профессиональные коммуникативные навыки и техники рефлексивного слушания. 4.Обучить приемам структурированного наблюдения за работой другого учителя. 5.Транслировать ответственность как основу профессионального развития. | - Собеседование. -Семинары «Введение в образовательную программу», -Практикумы: учебный план – программа – календарно-тематическое планирование. -Посещение молодыми педагогами вводных занятий педагогов первой квалификационной категории. - Создание банка данных молодого педагога | 1. Определение мотивов профессиональной деятельности 2. Определение границ и ресурсов профессиональной компетенции. 3.Формальное принятие групповых норм профессиональной педагогической деятельности. 4. Формирование ответственности как основы профессионального развития. 5. Умение различать и классифицировать наблюдаемое, создать индивидуальную систему (картотека, словарь, банк). 6. Формирование профессионально-личностной позиции. 7. Преодоление тревожности. 8. Формирование позиции открытости. |
2011-2011 учебный год Начальный уровень профессиональной работы | 1.Снизить общую тревожность. Преодолеть склонность к иллюзиям. 2. Создать условия для развития инициативы и рефлексивных навыков. 3. Формировать мотивацию на достижения профессионального результата. 4. Формировать готовность работать Вт команде и к самостоятельной работе. 5.Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности учителя. 6. раскрыть роль специалиста педагога в системе работы с учениками и родителями. | -Проведение диагностических микроисследований. - Психологический тренинг «Познай в себе себя». -Практикум: разработка календарно- тематических планов и анализ планов других педагогов -Моделирование воспитательной системы класса. -Дискуссия «Факторы, влияющие на качество преподавания» . -Создание банка данных молодого педагога | 1. Готовность к самостоятельной работе с документами 2. Умение соотносить собственные выводы с выводами других. 3. Осознание роли специалиста-педагога и составляющих его позиции в системе работы с учениками и родителями. 4. Преодоление склонности к иллюзиям. 5. Развитие инициативы и рефлексивных навыков. |
2012-2013 учебный год Профессиональный нормированный уровень | 1.Организация работы по самообразованию, самосовершенствование молодых педагогов. 2. Развитие творческой активности педагогов. 3. Формирование позиции «я как часть целого и я уникален, как каждый в школе, стране, мире» | -Тренинг «Мое душевное равновесие». -Выбор методической темы для самообразования. -Семинар «Требования к авторской программе» . -Совместно с наставником «Мастер-класс»: организация работы над проектом. | 1.Формирование способностей и потребностей самообразования. 2. Обретение профессиональных навыков, воспитание потребности в творчестве. 3. Овладение современными образовательными технологиями 4. Развитие творческой активности. Формирование способности работать в команде 5. Достижение профессионального результата |
В результате обучения в Школе молодого педагога мы ожидаем становления начинающего учителя как специалиста с достаточным уровнем профессионализма. Здесь выявляются и, по-возможности, устраняются «пробелы» педагогического образования, складывается потребность в непрерывном образовании и самообразовании, формируется стиль педагогической деятельности и т.д. Ведь молодой специалист не только является гарантией будущего развития школы, но необходим для нормального функционирования современной школы, а наставничество придает особый смысл и значимость накопленному опыту тех, кто трудится сегодня.
16:30 |
ярлыки: |
0
Отправить комментарий
Comments (0)