Цвецих Андрей Викторович, директор школы, Гаврилова Валентина Вениаминовна, зам. дир. по УВР МОУ «Ингалинская СОШ».

«Школа молодого педагога».



Особое место в системе совершенствования образовательного процесса занимает организация методической помощи начинающему педагогу. Это связано с тем, что начинающие педагоги имеют базовое педагогическое образование, но не имеют достаточного практического опыта ведения занятий. Поэтому начинающему педагогу следует оказывать особую систематическую и разностороннюю по­мощь. Необходимо создать условия для изучения передового опыта, предоставить возможность участвовать в методической работе школы.

Вхождение в должность и овладение специальностью  на практике представляет собой достаточно длительный и серьезный процесс, предполагающий освоение основных функциональных обязанностей учителя и классного руководителя, знакомство с нормативно-правовой базой образовательного процесса, становлением организационно-инструктивных, коммуникативных, дидактических и аналитических умений молодого учителя в контексте профессиональной компетенции.
Процедура вхождения в профессию потребует определенных усилий от молодого педагога и прежде всего от его желания стать Учителем. Профессиональный рост будет сопровождаться ошибками, заблуждениями, преодолением себя, поисками эффективных методик и чувством радости и профессионального удовлетворения.
Этим и обусловлен выбор темы проекта: «Школа молодого педагога».
Цель проекта – организация и создание условий для профессионального роста начинающих педагогов, формирование у них высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.
Задачи проекта:
- удовлетворять потребности молодых педагогов в непрерывном об­разовании;
- выявлять профессиональные, методические проблемы в учебном процессе начинающих педагогов и содействовать их разрешению;
- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагогов;
- помочь молодым учителям внедрить современные подходы и пе­редовые педагогические технологии в образовательный процесс;
- пропагандировать педагогическое мастерство опытных преподавателей и оказывать помощь в совершенствовании знаний методики и педагогики;
- формировать навыки в проведении диагностики и самодиагностики.
В работе с молодыми специалистами используются различные формы: лекции, дискуссии, обмен опытом, практикум, консультации, обсуждаются вопросы по методике планирования занятий.
Организуются консультации по:
- оформлению журналов;
- составлению календарно-тематических планов.
Проводятся практикумы по:
- разработке планов воспитательной работы;
- поурочному планированию;
- проектированию методической структуры занятия;
- планированию учета знаний.
Молодым специалистам выдаются памятки и методические разработки по темам:
(Памятки, как приложение к программе, будут разрабатываться наставниками и руководителем Школы молодого педагога в ходе ее реализации)
На начальном этапе проводятся индивидуальные беседы, выяс­няются склонности и личные интересы. Первые встречи — это установка на систе­матическую самообразовательную работу, на самоанализ и са­мооценку. В процессе таких бесед выясняется, как педагог оценивает свою подготовленность к ведению конкретных заня­тий; определяется, какая первоочередная помощь ему нужна, и как в будущем рациональнее использовать его в общественной работе.
До начала занятий педагога знакомят с помещением, в кото­ром он будет работать, с едиными требованиями, существующи­ми в школе, с тра­дициями, с распорядком дня, с методическими достижениями педагогического коллектива, с работой методических объедине­ний, с оснащенностью учебных помещений.
Заместитель директора по УВР и члены методи­ческого совета дают целый ряд консультаций начинающему педагогу по различным вопросам учебно-воспитательной рабо­ты. Обсуждаются вопросы:
Начинающего педагога знакомят с библио­текой, с имеющимися наглядными пособиями, с расписанием занятий.
Для начинающего педагога очень важно первое занятие. Когда идти первый раз на занятия к начинающему педагогу? Следует пре­доставить достаточно времени, чтобы педагог мог освоиться, уз­нать детей, привыкнуть к новой обстановке. На первых порах вполне достаточно беседы с педагогом о том, как прошло его первое занятие. Хорошо, если беседа будет целенаправленной и предметной. Для этого педа­гогу надо заранее предложить несколько ведущих вопросов, чтобы он мог подготовиться к беседе по существу, к самоанали­зу своего первого занятия. Такой канвой для беседы могут быть, например, следующие вопросы.
Полезно сначала предоставить начинающему педагогу воз­можность самому проанализировать свое занятие, самому оце­нить его, определив, в какой мере достигнуты учебные и воспи­тательные цели, которые были намечены. Самоанализ позволя­ет выработать привычку критически оценивать свои действия, видеть свои недостатки и пути их устранения.
Для открытия  Школы молодого педагога необходимо пройти следующие этапы:
Школа молодого педагога рассчитана на три года обучения.
План реализации проекта.
Этап
Задачи
Мероприятия проекта
Ожидаемые результаты
2010-2011
 учебный год

Подготовительный допрофессиональный


1.Снять закрытость позиции, профессиональную маску.
2.Обозначить и актуализировать смыслы профессиональной деятельности.
3.Сформулировать профессиональные коммуникативные навыки и техники рефлексивного слушания.
4.Обучить приемам структурированного наблюдения  за работой другого учителя.
5.Транслировать ответственность как основу профессионального развития.
- Собеседование.
-Семинары «Введение в образовательную программу»,
-Практикумы: учебный план – программа – календарно-тематическое планирование. 
-Посещение молодыми педагогами вводных занятий педагогов первой квалификационной категории.
- Создание банка данных молодого педагога






1. Определение мотивов профессиональной деятельности
2. Определение границ и ресурсов профессиональной компетенции.
3.Формальное принятие групповых норм профессиональной педагогической деятельности.
4. Формирование ответственности как основы профессионального развития.
5. Умение различать и классифицировать наблюдаемое, создать индивидуальную систему (картотека, словарь, банк).
6. Формирование профессионально-личностной позиции.
7. Преодоление тревожности.
8. Формирование позиции открытости.

2011-2011
учебный год


Начальный уровень профессиональной работы
1.Снизить общую тревожность. Преодолеть склонность к иллюзиям.
2. Создать условия для развития инициативы и рефлексивных навыков.
3. Формировать мотивацию на достижения профессионального результата.
4. Формировать готовность работать Вт команде и к самостоятельной работе.
5.Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности учителя.
6. раскрыть роль специалиста педагога в системе работы с учениками и родителями.
-Проведение диагностических микроисследований.
- Психологический тренинг «Познай в себе себя».
-Практикум:   разработка календарно- тематических планов и анализ планов других педагогов
-Моделирование воспитательной системы класса.
-Дискуссия «Факторы, влияющие на качество преподавания» .
-Создание банка данных молодого педагога
1. Готовность к самостоятельной работе с документами
2. Умение соотносить собственные выводы с выводами других.
3. Осознание роли специалиста-педагога и составляющих его позиции в системе работы с учениками и родителями.
4. Преодоление склонности к иллюзиям.
5. Развитие инициативы и рефлексивных навыков.
2012-2013
 учебный год

Профессиональный нормированный уровень
1.Организация работы по самообразованию, самосовершенствование молодых педагогов.
2. Развитие творческой активности педагогов.
3. Формирование позиции «я как часть целого и  я уникален, как каждый в школе, стране, мире»
-Тренинг «Мое душевное равновесие».
-Выбор методической темы для самообразования.
-Семинар «Требования к авторской программе» .
-Совместно с наставником «Мастер-класс»: организация работы над проектом.
1.Формирование способностей и потребностей самообразования.
2. Обретение профессиональных навыков, воспитание потребности в творчестве.
3. Овладение современными образовательными технологиями
4. Развитие творческой активности. Формирование способности работать в команде
5. Достижение профессионального результата


В результате обучения в Школе молодого педагога  мы ожидаем становления начинающего учителя как специалиста с достаточным уровнем профессионализма. Здесь выявляются и, по-возможности, устраняются «пробелы» педагогического образования,  складывается потребность в непрерывном об­разовании и самообразовании, формируется стиль педагогической деятельности и т.д. Ведь молодой специалист не только является гарантией будущего развития школы, но необходим для нормального функционирования современной школы, а наставничество придает особый смысл и значимость накопленному опыту тех, кто трудится сегодня.