Новгородцева М.А., «Евгащинская  средняя  общеобразовательная  школа». 
Проект:  «Работа с неблагополучными семьями как фактор предупреждения  девиантного поведения учеников».

                                                      Введение
   В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, всё, чем характерна его семья. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: благополучной или неблагополучной.
Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными типами семей. Но первоочередная задача социального педагога в работе с семьей группы риска - это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Такая семья носит название «неблагополучная» или семья «группы риска».
Цель: разработка и реализация комплексной программы взаимодействия социального педагога с семьей «группы риска».
В  соответствии с избранной целью мною поставлены  задачи:
-  Изучить состояние исследуемой проблемы «Работа с неблагополучными семьями как фактор предупреждения девиантного поведения школьников" в психолого-педагогической литературе;
 -  Разработать диагностический инструментарий изучения семейного неблагополучия; 
- Создать условия для применения эффективных педагогических средств коррекции взаимоотношений в неблагополучной семье; 
-  Разработать педагогические средства сотрудничества с неблагополучными семьями. 
-  Сроки реализации проекта: 2011 год.                                                        
Объектом  исследования  является   работа социального педагога с неблагополучными семьями.
Предмет  исследования:  процесс предупреждения девиантного поведения детей. Гипотеза: я  предполагаю, что реализация комплексной программы позволит повысить эффективность работы с неблагополучными семьями и выступит действенным фактором предупреждения девиантного поведения школьников.
Глава 1. Теоретические основы организации социальной работы с неблагополучными семьями
Классификация неблагополучных семей производиться на основе доминирующих в них проблем. Выделяют следующие типы неблагополучных семей: конфликтные семьи, аморальные семьи, педагогически несостоятельные семьи, асоциальные семьи.
Любой тип семейной дезорганизации приводит к возникновению психотравмирующих ситуаций для ребенка и формирует личностные и поведенческие отклонения у детей.
Данная классификация позволяет наполнять содержанием профилактическую и коррекционную работу с конкретной семьей.
Причины неблагополучия:
1. Злоупотребление алкоголем, где чаще всего формируются личности с отклонениями в нравственном и психическом развитии, представляющие опасность для общества.
2. Конфликтные ситуации (открытые и скрытые).
3. Ориентация на материальное обеспечение ребенка, отсутствие заботы о его воспитании и духовном развитии.
Важной задачей в работе с неблагополучными семьями является разъяснение правовых и медицинских вопросов. Проблема воспитания ребенка в неблагополучной семье – это проблема не только педагогики, медицины или правоохранительных органов, – это тема стала ведущей в кинематографии, художественной литературе. Жизнь открыто заставляет людей задуматься над своим поведением.

1.2 Формы и методы работы с неблагополучными семьями
В работе с неблагополучными семьями можно использовать следующие формы и методы.
Методы работы:

- управленческо – воспитательные методы (активные),
- ситуационно – ролевые игры, 
- социально – психологический тренинг.
Формы работы:
индивидуальная, групповая и фронтальная (примерами этих работ могут быть консультирование, дискуссионный диалог, лекция, семинар, психотерапия, обучающий и формирующий тренинг,  психокоррекция).
Консультирование – это ориентация детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы семейного благополучия.
Коррекция – это коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка; профилактика нежелательных, негативных тенденций, личностного и интеллектуального развития.

Глава 2. Практика организации социальной помощи детям с неблагополучных семей
 2.1 Социально – педагогическая  диагностика семейного  неблагополучия
  При изучении  направления социально–педагогической работы с «неблагополучной семьей» в психолого–педагогической литературе, было решено провести социально-педагогическую диагностику семейного неблагополучия.
  Приступая к работе семьей «группы риска» мною был   использован  пакет документов разработанный  (Шакуровой М.В.) включающий:
1.Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания (Шакурова М.В.), которая оформляется на основе патронажа и дает представление о жилищно-бытовых условиях проживания, общие сведения обо всех членах семьи, тип семьи, педагогический стиль семьи и т.д.;
2.Представление классного руководителя на учащегося, которое характеризует учащегося и различные стороны его жизни: трудности в обучении, трудности в усвоении норм поведения, особенности социальных контактов и т.д.;
3. Анкета «О взаимоотношениях в семье» (Шакурова М. В), которая помогает определить наличие конфликтов, ссор и их причины, способы разрешения конфликтов и т.д.
  На основе матрицы семьи, анкеты о взаимоотношениях и представлении классного руководителя на учащегося можно сделать вывод, что эта семья относится к «группе риска».
    Была  исследована экспериментальная группа  «трудных» подростков-учащихся и
«семьи группы риска» нашей  школы, нуждающейся в социально-педагогической помощи.  
На основе матрицы определенияя обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания  (Шакурова М. В.) было выявлено:
70 % семей отнесены к группе «явного неблагополучия» (родители ведут аморальный и асоциальный образ жизни); 30 % семей отнесены к группе «скрытого неблагополучия» (нарушение детско-родительских отношений).
На основе представлений, подготовленных классными руководителями на каждого ребенка, было выявлено:
  1. Трудности в обучении имеют 80% учащихся экспериментальной группы;
  2. Трудности в усвоении норм поведения - 90%
  3. Наблюдаются трудности в общении, налаживании социальных контактов, в построении межличностных отношений  - 70%,
что отрицательно влияет на процесс адаптации к школе. Все несовершеннолетние из экспериментальной группы  состоят на ВШУ, один несовершеннолетний состоит на учете в КДНиЗП, ПДН.
  Результаты анкетирования членов семей экспериментальной группы показали, что в семьях часты ссоры и конфликты, которые обусловлены  нарушением этики взаимоотношений со стороны родителей – 80 %. И только 20 %  исследуемых указали, что в их семьях царит атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви.
Возрастной диапазон наших родителей:
25 – 30 лет    -  14%,  31 – 35 лет    -  36%, 36 – 40 лет    -  14%, 41 и старше  -   36%
  Образовательный  уровень:
С высшим образованием – отсутствуют,
Со среднеспециальным  образованием – 57%,
Со средним  образованием – 43%

2.2 Основные  направления  деятельности
В работе с неблагополучными семьями можно использовать различные виды помощи:

- образовательную, которая заключается в предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей;
- психологическую, включающая в себя социально – психологическую поддержку, направленную на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекция межличностных отношений;
- организационную, включающую в себя организацию семейного досуга;
- информационную, которая заключается в обеспечении семьи информацией по вопросам социальной защиты;
- координационную, направленную на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

   При оценки результатов первичной социально-педагогической диагностики «неблагополучной семьи», было решено составить план коррекционной работы с экспериментальной группой.
   При разработке  плана работы с детьми, направленной на корректировку отношения к  взрослым будут организованы следующие мероприятия:
 - классный час с целью выяснения мнения детей на заданную тему, ее обсуждения и определения возможных форм поведения в заданной ситуации;
 - ролевые игры, направленные на определение существующих установок, касающихся семьи, а так же формирование новых, адекватных семейной ситуации;
  - упражнения для выявления и развития воображения детей, способности к вербализации их фантазий;
  - индивидуальные консультации для более открытого и доверительного разговора.
      При разработке плана работы с семьей, направленной на корректировку отношения к ребенку, будет происходить с  учетом типа внутрисемейного воспитания. Будут организованы следующие мероприятия:
  - родительские собрания для группового обсуждения актуальной проблемы, в результате беседы родители делятся своим жизненным опытом и прислушиваются к советам других родителей;
  - тренинги, направленные на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия;
  -  деловая игра, направленная на повышение и расширение знаний родителей в области семейного воспитания;
  - при  любом типе воспитания необходима индивидуальная консультация, так как она приносит наиболее продуктивные результаты.  Возможны беседы на темы, касающиеся семейного воспитания: стили воспитания, ошибки воспитания и их последствия. Но наиболее актуальны темы, которые интересуют самих родителей, поэтому необходимо заинтересовать и подтолкнуть их к обращению за индивидуальной консультацией при возникающих вопросах и проблемах.
  - патронаж – одна из форм работы социального педагога,  представляющая собой
посещения на дому с  диагностической, контрольной и адаптационно – реабилитационной
целями. Патронаж проводиться со следующими целями: диагностические, контрольные адаптационно – реабилитационные.
Для осуществления помощи семье привлекаются специалисты, способные помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить самостоятельно. Возможны следующие варианты помощи семье:
 - помощь в решении медико-социальных проблем членов семьи (побуждение родителей к лечению от алкоголизма, наркомании, соматических заболеваний и содействие в его организации; оздоровление  детей);
- трудоустройство родителей, помощь в профессиональном самоопределении;
-  правовая поддержка (предоставление информации о правах и льготах, помощь в их получении);
- содействие в создании более благоприятных условий для жизни и развития детей (помещение в социально – реабилитационный центр, различные виды материально – бытовой помощи);
- психологическое оздоровление семьи (коррекция внутрисемейных отношение, преодоление проблем членов семьи в общении).

                                                    Заключение.
Эффективность  работы с семьей зависит от использования возможностей окружающего социума, различных государственных и общественных структур, направленных на поддержку семьи и ребенка.
 Семейное неблагополучие, как правило, отягощено ни одним, а несколькими факторами. Помощь, направленная лишь на один фрагмент, не решает проблемы, а ведет к её сдвигу в другую сторону. Следовательно, комплексный подход является одним из главных условий эффективности работы с неблагополучными семьями.
 После изучения состояния исследуемой проблемы «Работа с неблагополучными семьями как фактор предупреждения девиантного поведения учеников» в психолого-педагогической литературе я попыталась разработать педагогические средства работы с неблагополучными семьями. Эффективность средств работы социального педагога с неблагополучной семьей можно будет оценить в декабре 2011 года после коррекционной работы с экспериментальной группой  и вторичной диагностики.