Степанова Татьяна Ивановна, учитель географии МОУ  «Большереченская основная Общеобразовательная школа».  
Проектная работа школьников по исследованию водных объектов.

Актуальность темы.
Известно, что без воды немыслимо существование всего живого на земле. Воде поклонялись с давних времен: еще египтяне и персы считали воду первоисточником всего живого. Культ воды существовал почти у всех народов.

Человеку вода нужна не только для поддержания жизни, роль воды для современного человека определяется также санитарно-бытовыми и производственно-технологическими потребностями. При решении вопро­са о водопользовании в первую очередь удовлетворяются хозяйственно-питьевые нужды населения, на которые расходуется примерно 10 % обще­го водопользования.
Казалось бы, воды хватит на долгие годы. Однако, с каждым годом поверхностные водоемы все более загрязняются промышленными, быто­выми, сельскохозяйственными стоками, несанкционированными свалка­ми бытовых и строительных отходов, что делает воды в реках непригод­ными для орошения и использования в технических целях. Защита водных источников от загрязнения, их охрана и рациональное использование се­годня во многом определяет те условия, в которых человек будет суще­ствовать завтра.
Проблема создания эффективных методов слежения за состоянием окружающей среды сейчас очень злободневна, поскольку нарастающий уровень загрязнения негативно трансформирует среду обитания человека. В общем ряду особо выделяются проблемы мониторинга водных экосис­тем, состояние которых является «зеркалом» экологического состояния бассейнов больших и малых рек, поскольку отражает экологическое со­стояние всей площади водосбора и степень антропогенной нагрузки тер­ритории.
Различные государственные и общественные организации ведут кон­троль над состоянием водоемов. Но темпы роста числа загрязняющих фак­торов, несовершенство методов контроля над качеством вод не позволяют своевременно осуществлять мониторинг всех природных и искусственных водоисточников и иметь полную и динамичную картину их состояния.
Отсюда возникла необходимость разработки проектов, которые могут оказать серьезную помощь в об­следовании и охране водоемов.
Объектом для изучения может стать любой водоем, однако лучше выбрать тот объект, до которого легче добраться, чтобы была возможность повести неоднократное наблюдение.
Ресурсы проекта
Эффективность деятельности по проекту требует следующих ресурсов: матери­ально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (допол­нительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom, аудио-и видеоматериалы и т.д.) и информационно-технологические (компьютеры и др. техника с программным обеспечением) ресурсы, организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся побуждает образовательное учреждение к организации информационного пространства.
Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом, иначе структуру заданий необходимо переделывать, адаптировать под имею­щиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной и исследовательской работы может значительно снизить уровень ожидаемых положительных результатов.
Этапы проектной деятельности

Базовый этап
Цель этапа
Содержание работы ученика
Организационные фрагменты уроков
Подготовительный
Мотивация
Целепола-гание
Осознание  проблемной ситуации, выбор темы проекта. Постановка цели: выявление проблемы, противоречия; формулировка задачи
Создание проблемно -мотивационной среды урока
Базовый этап
Цепь этапа
Содержание работы ученика
Организационные фрагменты уроков
Концептуализация
Проектирование
Построение ориентировочной схемы действий. Обсуждение вариантов решения, составление маршрута получения результатов, способов и средств деятельности
Беседа, дискуссия, мозговой штурм
Планирование
Программирование
Построение плана деятельности. Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов. Продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции (роли). Самообразование и актуализация знаний
Самостоятельная работа, групповая работа, семинар, мозговой штурм, практикум
Практический
Получение
продукта,
результата
проектной
деятельности за
счет решения
определенных
задач
Исследование, решение
отдельных задач, компоновка и
т.д. Сбор и обработка данных.
Интерпретация результатов.
Графическое представление
результатов
Самостоятельная
работа, практикум,
экскурсия,
лабораторная
работа
Аналитический
Рефлексия
Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы
Семинар, «круглый
стол»,
консультация
Контрольно-коррекцион-ный
Коррекция
Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок
Беседа,консультация, индивидуально-групповая рефлексия
Заключительный
Защита проекта
Представление содержания работы, обоснование выводов
Пленарная дискуссия, межгрупповое взаимодействие

Цель проекта: Организация постоянного экологического дозора за состоянием водных объектов, привлечение внимания населения и в первую очередь школьников к проблемам малых рек путем организации мобильного постоянно действующего центра по экологическому просвещению на базе МОУ «БООШ»



Задачи проекта:

1. Создание и организация работы инициативной группы для проведения общественного экологического мониторинга водных объектов.

2. Оборудование и организация работы экологического центра на базе школы для осуществления просветительной части проекта.

3. Создание и организация работы «Голубого патруля» при кружке «Следопыт».

5. Проведения праздника «День воды» для учащихся школы.

6. Проведение итогового собрания и выступления  всех участников проекта.  




Мероприятие
Срок исполнения
Исполнитель
Закупка оборудования и расходных материалов для  лабораторных исследований, разработка и печать листовок
Май - июнь
Руководитель кружка «Следопыт» Степанова Т. И, члены кружка «Следопыт»
Организация инициативной группы для проведения мониторинга
Май- июнь
Руководитель кружка «Следопыт» Степанова Т. И, члены кружка «Следопыт»
Проведение экологического мониторинга р.Большая и её притоков, включающего гидрохимический анализ воды
Июль-август
Руководитель кружка «Следопыт» Степанова Т. И, члены кружка «Следопыт»
Работа инициативной группы, объединения «Юные робинзоны» по просвещению школьников
Ноябрь-апрель
Руководитель кружка «Следопыт» Степанова Т. И, члены кружка «Следопыт»
Проведение акций «Голубого патруля»
Май-июнь
Июль-август
Руководитель кружка «Следопыт» Степанова Т. И, члены кружка «Следопыт»
Проведение «Дня воды»
март
Руководитель кружка «Следопыт» Степанова Т. И, члены кружка «Следопыт»
Подготовка отчетов и итоговое собрание
Ноябрь
Руководитель кружка «Следопыт» Степанова Т. И, члены кружка «Следопыт»




Ожидаемые результаты:

1. Повысится экологическая культура и грамотность обучающихся
2. Обучающиеся приобретут навыки работы в полевых условиях.
3. Активизируется познавательная деятельность и интерес к изучению водных объектов своего края.
4. Привлечение  внимания общественности к изучению и охране окружающей среды своего края.
5. Призовые места в районных олимпиадах и НПК.

Результаты проекта

1. Оборудован экологический центр.
2. «Голубым патрулем» проведено 2 акции по очистке берегов  озера Сухое  от мусора.
3. Проведен праздник «День воды» для учащихся.
4. Привлечены к реализации проекта образовательные учреждения района.