Чернова Зоя Михайловна, зам.дир. по ВР МОУ «Ингалинская СОШ». 
 «Волонтерское движение в сельской школекак залог социального благополучия школьной образовательной среды».

 «Через познание и действие – 
к делам, умам и сердцам».

   Важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния его граждан и совершенствования общественных отношений является эффективная молодежная политика, одна из основных целей которой является вовлечение старшеклассников в социальную практику путем развития добровольческой (волонтерской) деятельности.

   Для старшеклассников свойственно стремление к познанию мира, саморазвитию, самовыражению. Это проявляется во многих сферах жизни, в том числе и через определенные сферы деятельности:
- изучение истории своей Родины, родного края;
- приобщение к народному творчеству;
- содействие организации и занятости подростков;
- осуществлению социально полезных дел;
- активизацию своей общественной деятельности.
   Волонтер – это человек, который, работая безвозмездно, стремится внести свой вклад в реализацию социально значимых проектов. В нашей школе поддерживается и развивается основная идея волонтерского движения «Мир без наркотиков, алкоголя и табака». Волонтерский отряд старшеклассников, в количестве 16 человек, постоянно участвует в основных мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни.
   В результате изучения и анализа волонтерского движения в школах, вузах России появилась острая необходимость в расширении деятельности волонтерских отрядов в сельской школе.
   Этим и обусловлен выбор темы практико-ориентированного педагогического проекта «Волонтерское движение в сельской школе как залог социального благополучия школьной образовательной среды».
   Объект исследования: условия, способствующие социально полезной деятельности самоуправляющих, открытых объединений старшеклассников.
   Цель проекта: создание оптимальных условий для формирования волонтерского отряда при образовательном учреждении.
   Для решения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
   Сформулируем цели и  задачи, стоящие перед волонтерским отрядом в сельской школе.
   Цель: развитие социальной активности старшеклассников, направленной на организацию и осуществление социально полезных и значимых дел на территории сельского поселения.
   Задачи:
   Гипотеза: если в сельской школе создать условия для успешного функционирования волонтерского движения, то это даст возможность членом школьного коллектива эффективно реализовать социальную политику образовательного учреждения. У членов волонтерского отряда появится возможность для творческой самореализации в различных видах деятельности.
   Проект рассчитан на три года.
План реализации проекта.

Этап
Задачи
Мероприятия проекта
Ответственные
2010-20011
учебный год
(подготовительно-организационный)
Цель:
подготовить условия к организации  и апробации деятельности волонтерского отряда в школе.
- изучить концепции волонтерства;
-разработать положение о школьном волонтерском отряде;
- разработать структуру руководства деятельностью отряда;
-  формирование волонтерского отряда;
- разработка предложений по формированию приоритетных направлений и мероприятий на реализацию школьного волонтерского движения.
- проведение обучающих семинаров и тренингов;
- разъяснение волонтеру его прав и обязанностей;
- разработка символики и атрибутики отряда;
- участие в поведении месячника «Сбереги себя для жизни», в акции «День прав человека» и др.
- благоустройство памятникам-землякам;
- участие в весенней «Неделе добра»
Директор школы
Зам.дир. по ВР
Специалист-руководитель работой волонтеров


Волонтеры
2011-2012
учебный год
(практический)
Цель:
использование накопленного опыта для дальнейшей разработки программ деятельности волонтерского отряда по направлениям школьной и общественной жизни.
- функционирование волонтерского отряда;














- организация отчета о проделанной работе с целью привлечения в волонтерский отряд других старшеклассников;
- разработка и утверждение планов координации деятельности волонтерского отряда на новый учебный год.
- пропаганда ценностей здорового образа жизни.
- помощь социально-незащищенным группам населения и  детям из неблагополучных семей.
- работа в доме для престарелых.
- учет экспонатов и материалов музея, их материального состояния, оказание помощи в ремонте.
- отразить работу в школьной и районной газетах, на школьном сайте.


- пополнение методических материалов для работы отряда.
- создание серии буклетов о здоровом образе жизни.
- различные практические пособия для волонтеров.
Зам.дир. по ВР
Специалист-руководитель работой волонтеров
Волонтеры
Руководитель музея










Инициативная группа
Пресс-центр





Зам.дир. по ВР
Специалист-руководитель работой волонтеров
Волонтеры
2012-2013
учебный год
(обобщающий)
Цель:
Переход деятельности волонтерского отряда в устойчивое функционирование.





- мониторинг влияния волонтерского движения на общественную жизнь школы и сельского поселения;
- разработать и внедрить комплексную программу мотивации волонтеров в целях эффективной реализации поставленных задач;
- координация действий волонтерского отряда со всемирным добровольческим движением, областными и районными отрядами;
- коррекция деятельности.
Информационно-разъяснительная агитация , пропагандистская деятельность.

Использование различных методов поощрения волонтеров; участие в конкурсах, фотографирование, награждения.

- регистрация членов волонтерского отряда во всемирном движении посредством Интернета.
Специалист-руководитель работой волонтеров
Волонтеры



Администрация школы и сельского поселения




Зам.дир. по ВР
Сетевой координатор



Ожидаемые результаты реализации проекта.

Критерии
Показатели
1. Выявление склонностей к саморазвитию, самовыражению членов волонтерского отряда.
Наличие:
-разработанных опросчиков, анкет по выявлению лидеров и будущих профессиональных качеств старшеклассников.

2. Развитие социальной активности старшеклассников.
Наличие:
- сформированы новые навыки делового и неформального общения;
- создана творческая команда, способная планировать и решать поставленные задачи
3. Творческая самореализация выпускника школы.
Наличие:
- организация  просветительской работы;
- определение выбора жизненного пути;
-различных форм внеурочной образовательной деятельности старшеклассников.




Недостатки, выявленные при реализации проекта (предполагаемые риски)


   Устойчивость проекта.