Стретенцева И. Ю., учитель биологии МОУ «Красноярская СОШ». Патриотическое  воспитание учащихся.

           Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.




        Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите.
          Составной частью патриотического воспитания является краеведческое, гражданское и военно-патриотическое воспитание школьников.
          Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает решение определенных задач в этом направлении.
            Система образования призвана обеспечить:

    • историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;



    • воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
           В проекте федерального государственного образовательного стандарта общего образования  при описании «портрета выпускника» в качестве одной из характеристик представлена : «любящий  свой  край  и  свою  Родину,  уважающий  свой  народ,  его  культуру и духовные традиции».
    Актуальность
      В связи с тем , что на современном этапе развития нашего общества происходит деформация ценностных ориентаций ,становится актуальным усиление роли патриотического воспитания подрастающего поколения.
             Результаты социологических опросов, размещенных в различных источниках информации и в том числе Интернет- источниках свидетельствуют о том , что, в последние годы заметно изменились ценностные ориентации, мировоззрение молодежи в целом. Если в конце 90- х годов школьники в качестве примеров проявления патриотизма называли имена Павла Корчагина,  Алексея Мересьева,  Александра Матросова, Юрия Гагарина, то в наши дни общественный идеал получает иную направленность. Старшеклассники в ряды героев ставят людей предприимчивых, богатых, влиятельных, суперменов.
        На телевидении освещаются опросы молодых людей , в которых искажаются  события Второй мировой войны, а именно роль советского народа в победе над фашизмом.
        После завершения Второй мировой войны её события и уроки стали подвергаться различным фальсификациям . После распада СССР волна "новых трактовок" захлестнула общественное сознание не только постсоветских республик, но и самой России, где появились свои фальсификаторы. Основной удар наносится по сознанию молодежи.
            На мой взгляд, воспитывать патриотические чувства , любовь к Родине, нужно начинать с формирования положительного образа своего родного края. Сколько замечательных простых сельских тружеников живет в нашем селе, ветеранов войны и труда, мастериц и мастеров своего дела, дружных и достойных  для подражания  семей . Какие у нас красивые и неповторимые реки, озера, места, связанные с историческим прошлым Сибири.
            Воспитать чувства  патриотизма, привить учащимся социально-значимые ценности (долг, честь, гражданская позиция)  можно,  применяя разнообразные формы  работы. В процессе внеурочной деятельности эффективны  такие формы работы:

    • утренники;

    •  беседы;

    • встречи с ветеранами, знаменитыми людьми нашего села;

    • уроки мужества;

    • вахты Памяти;

    • выставки книг в библиотеке;

    • экспозиции в школьном музее;

    • организация выставки рукоделий местных мастериц и мастеров;

    • организация занятий в кружках патриотической направленности.
     
          Одно  из  направлений деятельности кружка «Родники» , который действует в нашей школе - сбор, обработка, освещение краеведческого материала , в том числе посвященного Второй мировой войне.
               В преддверии празднования 65-летия Победы   нашего народа над фашистской Германией членами кружка «Родники» было проведено анкетирование  учащихся  старших классов.  В анкету были включены вопросы ,   касающиеся знаний ребят о героях Великой Отечественной  войны , героях земляках, их подвигах и другие( приложение 1). В результате анкетирования   65  %  учащихся не  знают, что такое патриотизм, 82 %  не могут  назвать героев Великой Отечественной войны, 62 % не знают , в честь кого и почему  в нашем селе названы улицы Сухоручкина и Харчикова,  50 % не смогли назвать участников боевых сражений из нашего села.
         На  основании проведенного анкетирования был инициирован  социальный проект  (поставлена цель, определены задачи, разработаны этапы реализации проекта, посвященного празднованию 65-летия Победы).
    Описание проекта
    Название проекта «Я прошел по этой войне».
    Цель проекта: повысить  патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры учащихся.
    Задачи проекта:

    • собрать материал о погибших воинах – земляках;

    • собрать материал о ныне живущих ветеранах ВОВ села;

    • оформить экспозицию ко  Дню Победы;

    • на основе собранного материала поставить литературно-музыкальную композицию, посвященную воинам – землякам Великой Отечественной войны;

    • приготовить подарки ветеранам войны.
     
    Продолжительность проекта: 24 месяца.
    Проект рассчитан на три этапа.
    Этапы реализации проекта
    1 этап. Подготовительный
    Цель: собрать и систематизировать  сведения  участников Великой Отечественной войны, архивных документов, других источников  о войне, работе в тылу.
             
    Название мероприятия
    Содержание
    Сроки
    Анкетирование учащихся
    Формулируются вопросы для анкеты. Анкетирование проводится среди учащихся 5-11 классов. Проводится анализ анкет, формулируются выводы.
    Сентябрь  - октябрь 2008
    Встречи с ветеранами войны, тружениками тыла
    Члены кружка посещают семьи ветеранов войны,  тружеников тыла, записывают  рассказы о боевом пути ветеранов, знакомятся с домашними архивами ветеранов, фотографиями, наградами. В процессе сбора информации учащиеся  непосредственно общаются с живыми участниками военных событий, из первых уст узнают настоящую правду о боевых действиях, роли советского солдата в разгроме фашизма, собирают документально подтвержденные сведения (фронтовые письма, фотографии).

     Ноябрь- декабрь 2008
    Посещение историко–этнографического  музея
    В музее  ребята знакомятся с военной экспозицией,    приемами  оформления стендов, витрин, военными артефактами.
    Январь2009
    Посещение районного  архива
    В архиве  ребята  анализируют и выбирают данные по селу  за военный период, сведения о ветеранах, тружениках тыла, работают с подшивками газет ; выбирают статьи разных лет, посвященные фронтовикам.
    Февраль 2009
    Работа  со школьным архивом
    Проводится анализ школьного архива, уточняются списки ветеранов, производится сбор недостающих фотографий
    Январь-март 2009
    Посещение библиотеки
    В процессе работы с литературными источниками, ребята знакомятся с омскими писателями и поэтами, чье творчество связано с военной тематикой. Производится подбор стихов ,  художественных сюжетов для литературно-музыкальной композиции .
    Март – май 2009
    Работа с Интернет источниками
    Подбираются песни, стихи, видеосюжеты  военной тематики
    Январь – май 2009

       2 этап. Основной.
    Цель:  на основе собранного материала организовать и провести  мероприятия, посвященные 65-летию Победы
    Название  мероприятия
    Содержание
    Сроки
    Разработка  литературно-музыкальной композиции
    Совместно с учителем ребята составляют сценарий литературно-музыкальной композиции «Я прошел по этой войне»,  распределяют роли  , проводят репетиции
    Октябрь 2009-апрель 2010
    Конкурс сочинений , стихов о войне  «Посвящается воинам землякам!»
    Проводится литературный конкурс, на котором ребята представляют стихи  и рассказы о войне собственного сочинения
    Февраль 2010
    Участие в научно-практических конференциях
    Материалы о ветеранах войны и тружениках тыла оформляются в  виде исследовательских работ и представляются на классных часах, районных НПК, утренниках.
    Февраль, апрель 2010
    Оформление экспозиции
     Оформляются стенды, витрины , на которых размещаются собранные артефакты( фотографии, фронтовые письма, предметы военного времени с полей сражений, награды , книги  Памяти и другое) .
    Апрель-май 2010
    Изготовление Знамени Победы воинов красноярцев
    Приобретается материал, нитки. Для изготовления надписей на Знамени привлекаются учащиеся школы, жители села, учителя. Вышиваются фамилии участников войны на платочках, которые затем сшиваются в одно полотнище . Знамя выносится на митинге 9 мая, посвященному Дню Победы.
    Март-май 2010
    Оформление газеты ко Дню Победы
    Ко Дню Победы выпускается школьная стендовая газета «Салют, Победа!», в которой помещаются материалы о ветеранах Великой Отечественной войны, стихи и рассказы ребят на военную тему.
    Май2010
    Оформление памятного календаря
    При помощи компьютера   ребята оформляют памятный календарь, содержащий фотографии фронтовиков, пейзажи села соответствующего месяца, стихи и рассказы ребят собственного сочинения. Календарь вручается на митинге 9 Мая.
    Январь-апрель2010
    Постановка литературно-музыкальной композиции «Я прошел по этой Войне»
     Проводится встреча учащихся , жителей села с ветеранами войны, тружениками тыла. На встрече ребята представляют литературно- музыкальную композицию , посвященную ветеранам и труженикам тыла.
    Май2010
    Оформление «Эколого-биологического вестника»
    По итогам проведенных мероприятий выпускается  очередной номер «Эколого-биологического вестника», в котором  отражаются мероприятия, посвященные Дню Победы.
    Май 2010

         3 этап. Заключительный .
       Выпуск сборника на основании собранного материала  «Воины красноярцы на полях сражений Великой отечественной войны», который можно будет использовать в процессе патриотического воспитания как на уроках истории, географии,  так и во внеурочной деятельности.    
                      Оценка эффективности реализации Проекта:
       В результате осуществления Проекта ожидается:
    -         повышение эффективности патриотической работы;
    -         повышение качества  мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;
    -         внедрение новых форм  и методов работы по данному направлению;
    -         обеспечение духовно-нравственного единства в школе, снижение степени идеологического противостояния;
    -         развитие толерантности и  сохранение  славных боевых и трудовых традиций нашей малой Родины..
          Количественными результатами реализации Проекта должны стать доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до уровня 50%.
          Повышение уровня воспитанности  и нравственности учащихся.
    Результаты   деятельности по проекту:
    1. Собран и систематизирован материал  о ветеранах  Красноярского сельского поселения.
    2. Оформлена и представлена исследовательская работа о ныне живущих ветеранах села.
    3. Написан сценарий литературно-музыкальной композиции «Я прошел по этой войне», основанный на местном материале.
    4. Проведена встреча в мае, июне учащихся и жителей села с ветеранами войны, на которой  была показана литературно-музыкальная композиция «Я прошел по этой войне». Присутствовало 85/56 человек.
    5. Выпущена газета , посвященная Дню Победы и «Эколого-биологический вестник №17» также посвященный празднованию Дня Победы.
    6. Оформлена  временная экспозиция  «Салют, Победа», которую посетили не менее 200 человек (учащиеся и жители села). Во время  действия  экспозиции работали ребята-экскурсоводы.
    7. При поддержке администрации Красноярского сельского поселения  издан  памятный календарь  «65-Летию Победы посвящается…» и вручен ветеранам войны на митинге 9 мая.
    8. Силами жителей села, учащимися изготовлено знамя воинов красноярцев,  с которым учащиеся будут выходить на митинг в честь Дня Победы.
    9. Исследовательская работа о ветеранах красноярцах была представлена  кружковцами на районной конференции  ( 2 место).
    10. Газета «Салют, Победа» , сценарий «Я прошел по этой войне» , памятный календарь были представлены на районном фестивале «Колокола памяти» ( 2 место).
    11. Трое учащихся  кружка «Родники» награждены знаком «Патриот России»
     Работа по реализации проекта не закончена.
    Предстоит собрать  дополнительный материал о тружениках, тыла, детях войны, в перспективе организовать постоянную экспозицию , посвященную Великой отечественной войне.
    При поддержке сельской администрации издать сборник материалов, о Великой отечественной  войне на основе собранного местного материала. Предварительное название сборника «Тебе, победитель!»
    Проект  создает условия для усиления дальнейшей работы по патриотическому воспитанию и закладывает основы  для создания элективных курсов и других форм организации по патриотическому воспитанию на основе уже собранного материала.
               Разработка поисково-исследовательских  работ учащихся.
                Привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической     направленности и как следствие снижение числа школьников совершивших правонарушения.

    Литература


    1.Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников.М.,2005
    2.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
     3.Проект федерального государственного образовательного стандарта общего образования  


    Приложение 1
    Анкета
    1. Что для тебя означает слово «патриотизм»?
    2. Как ты понимаешь выражение «любовь к Родине»?
    3. Назови героев Великой отечественной войны.
    4. Назови  жителей села участников  ветеранов войны.
    5. В честь кого и почему названы улицы нашего села ( Сухоручкина, Харчикова)?
    6. Назови места в нашем поселении, связанные с историческим прошлым Сибири.
    7. С чем связано название нашего села.
    8. Назови жителей нашего села, имеющих правительственные награды за трудовую деятельность.
    9. Знаешь ли ты, чем во время войны занимались дети нашего села ( помощь фронту,  работа в колхозе. совхозе)? Если «Да», то напиши, что ты об этом знаешь.
    1. Откуда ты чаще всего  узнаешь о событиях  Великой отечественной войны?