Стретенцева И. Ю., учитель биологии МОУ «Красноярская СОШ». Патриотическое воспитание учащихся.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите.
Составной частью патриотического воспитания является краеведческое, гражданское и военно-патриотическое воспитание школьников.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает решение определенных задач в этом направлении.
Система образования призвана обеспечить:
- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
В проекте федерального государственного образовательного стандарта общего образования при описании «портрета выпускника» в качестве одной из характеристик представлена : «любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции».
Актуальность
В связи с тем , что на современном этапе развития нашего общества происходит деформация ценностных ориентаций ,становится актуальным усиление роли патриотического воспитания подрастающего поколения.
Результаты социологических опросов, размещенных в различных источниках информации и в том числе Интернет- источниках свидетельствуют о том , что, в последние годы заметно изменились ценностные ориентации, мировоззрение молодежи в целом. Если в конце 90- х годов школьники в качестве примеров проявления патриотизма называли имена Павла Корчагина, Алексея Мересьева, Александра Матросова, Юрия Гагарина, то в наши дни общественный идеал получает иную направленность. Старшеклассники в ряды героев ставят людей предприимчивых, богатых, влиятельных, суперменов.
На телевидении освещаются опросы молодых людей , в которых искажаются события Второй мировой войны, а именно роль советского народа в победе над фашизмом.
После завершения Второй мировой войны её события и уроки стали подвергаться различным фальсификациям . После распада СССР волна "новых трактовок" захлестнула общественное сознание не только постсоветских республик, но и самой России, где появились свои фальсификаторы. Основной удар наносится по сознанию молодежи.
На мой взгляд, воспитывать патриотические чувства , любовь к Родине, нужно начинать с формирования положительного образа своего родного края. Сколько замечательных простых сельских тружеников живет в нашем селе, ветеранов войны и труда, мастериц и мастеров своего дела, дружных и достойных для подражания семей . Какие у нас красивые и неповторимые реки, озера, места, связанные с историческим прошлым Сибири.
Воспитать чувства патриотизма, привить учащимся социально-значимые ценности (долг, честь, гражданская позиция) можно, применяя разнообразные формы работы. В процессе внеурочной деятельности эффективны такие формы работы:
- утренники;
- беседы;
- встречи с ветеранами, знаменитыми людьми нашего села;
- уроки мужества;
- вахты Памяти;
- выставки книг в библиотеке;
- экспозиции в школьном музее;
- организация выставки рукоделий местных мастериц и мастеров;
- организация занятий в кружках патриотической направленности.
Одно из направлений деятельности кружка «Родники» , который действует в нашей школе - сбор, обработка, освещение краеведческого материала , в том числе посвященного Второй мировой войне.
В преддверии празднования 65-летия Победы нашего народа над фашистской Германией членами кружка «Родники» было проведено анкетирование учащихся старших классов. В анкету были включены вопросы , касающиеся знаний ребят о героях Великой Отечественной войны , героях земляках, их подвигах и другие( приложение 1). В результате анкетирования 65 % учащихся не знают, что такое патриотизм, 82 % не могут назвать героев Великой Отечественной войны, 62 % не знают , в честь кого и почему в нашем селе названы улицы Сухоручкина и Харчикова, 50 % не смогли назвать участников боевых сражений из нашего села.
На основании проведенного анкетирования был инициирован социальный проект (поставлена цель, определены задачи, разработаны этапы реализации проекта, посвященного празднованию 65-летия Победы).
Описание проекта
Название проекта «Я прошел по этой войне».
Цель проекта: повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры учащихся.
Задачи проекта:
- собрать материал о погибших воинах – земляках;
- собрать материал о ныне живущих ветеранах ВОВ села;
- оформить экспозицию ко Дню Победы;
- на основе собранного материала поставить литературно-музыкальную композицию, посвященную воинам – землякам Великой Отечественной войны;
- приготовить подарки ветеранам войны.
Продолжительность проекта: 24 месяца.
Проект рассчитан на три этапа.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
Цель: собрать и систематизировать сведения участников Великой Отечественной войны, архивных документов, других источников о войне, работе в тылу.
Название мероприятия | Содержание | Сроки |
Анкетирование учащихся | Формулируются вопросы для анкеты. Анкетирование проводится среди учащихся 5-11 классов. Проводится анализ анкет, формулируются выводы. | Сентябрь - октябрь 2008 |
Встречи с ветеранами войны, тружениками тыла | Члены кружка посещают семьи ветеранов войны, тружеников тыла, записывают рассказы о боевом пути ветеранов, знакомятся с домашними архивами ветеранов, фотографиями, наградами. В процессе сбора информации учащиеся непосредственно общаются с живыми участниками военных событий, из первых уст узнают настоящую правду о боевых действиях, роли советского солдата в разгроме фашизма, собирают документально подтвержденные сведения (фронтовые письма, фотографии). | Ноябрь- декабрь 2008 |
Посещение историко–этнографического музея | В музее ребята знакомятся с военной экспозицией, приемами оформления стендов, витрин, военными артефактами. | Январь2009 |
Посещение районного архива | В архиве ребята анализируют и выбирают данные по селу за военный период, сведения о ветеранах, тружениках тыла, работают с подшивками газет ; выбирают статьи разных лет, посвященные фронтовикам. | Февраль 2009 |
Работа со школьным архивом | Проводится анализ школьного архива, уточняются списки ветеранов, производится сбор недостающих фотографий | Январь-март 2009 |
Посещение библиотеки | В процессе работы с литературными источниками, ребята знакомятся с омскими писателями и поэтами, чье творчество связано с военной тематикой. Производится подбор стихов , художественных сюжетов для литературно-музыкальной композиции . | Март – май 2009 |
Работа с Интернет источниками | Подбираются песни, стихи, видеосюжеты военной тематики | Январь – май 2009 |
2 этап. Основной.
Цель: на основе собранного материала организовать и провести мероприятия, посвященные 65-летию Победы
Название мероприятия | Содержание | Сроки |
Разработка литературно-музыкальной композиции | Совместно с учителем ребята составляют сценарий литературно-музыкальной композиции «Я прошел по этой войне», распределяют роли , проводят репетиции | Октябрь 2009-апрель 2010 |
Конкурс сочинений , стихов о войне «Посвящается воинам землякам!» | Проводится литературный конкурс, на котором ребята представляют стихи и рассказы о войне собственного сочинения | Февраль 2010 |
Участие в научно-практических конференциях | Материалы о ветеранах войны и тружениках тыла оформляются в виде исследовательских работ и представляются на классных часах, районных НПК, утренниках. | Февраль, апрель 2010 |
Оформление экспозиции | Оформляются стенды, витрины , на которых размещаются собранные артефакты( фотографии, фронтовые письма, предметы военного времени с полей сражений, награды , книги Памяти и другое) . | Апрель-май 2010 |
Изготовление Знамени Победы воинов красноярцев | Приобретается материал, нитки. Для изготовления надписей на Знамени привлекаются учащиеся школы, жители села, учителя. Вышиваются фамилии участников войны на платочках, которые затем сшиваются в одно полотнище . Знамя выносится на митинге 9 мая, посвященному Дню Победы. | Март-май 2010 |
Оформление газеты ко Дню Победы | Ко Дню Победы выпускается школьная стендовая газета «Салют, Победа!», в которой помещаются материалы о ветеранах Великой Отечественной войны, стихи и рассказы ребят на военную тему. | Май2010 |
Оформление памятного календаря | При помощи компьютера ребята оформляют памятный календарь, содержащий фотографии фронтовиков, пейзажи села соответствующего месяца, стихи и рассказы ребят собственного сочинения. Календарь вручается на митинге 9 Мая. | Январь-апрель2010 |
Постановка литературно-музыкальной композиции «Я прошел по этой Войне» | Проводится встреча учащихся , жителей села с ветеранами войны, тружениками тыла. На встрече ребята представляют литературно- музыкальную композицию , посвященную ветеранам и труженикам тыла. | Май2010 |
Оформление «Эколого-биологического вестника» | По итогам проведенных мероприятий выпускается очередной номер «Эколого-биологического вестника», в котором отражаются мероприятия, посвященные Дню Победы. | Май 2010 |
3 этап. Заключительный .
Выпуск сборника на основании собранного материала «Воины красноярцы на полях сражений Великой отечественной войны», который можно будет использовать в процессе патриотического воспитания как на уроках истории, географии, так и во внеурочной деятельности.
Оценка эффективности реализации Проекта:
В результате осуществления Проекта ожидается:
- повышение эффективности патриотической работы;
- повышение качества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;
- внедрение новых форм и методов работы по данному направлению;
- обеспечение духовно-нравственного единства в школе, снижение степени идеологического противостояния;
- развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций нашей малой Родины..
Количественными результатами реализации Проекта должны стать доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до уровня 50%.
Повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся.
Результаты деятельности по проекту:
- Собран и систематизирован материал о ветеранах Красноярского сельского поселения.
- Оформлена и представлена исследовательская работа о ныне живущих ветеранах села.
- Написан сценарий литературно-музыкальной композиции «Я прошел по этой войне», основанный на местном материале.
- Проведена встреча в мае, июне учащихся и жителей села с ветеранами войны, на которой была показана литературно-музыкальная композиция «Я прошел по этой войне». Присутствовало 85/56 человек.
- Выпущена газета , посвященная Дню Победы и «Эколого-биологический вестник №17» также посвященный празднованию Дня Победы.
- Оформлена временная экспозиция «Салют, Победа», которую посетили не менее 200 человек (учащиеся и жители села). Во время действия экспозиции работали ребята-экскурсоводы.
- При поддержке администрации Красноярского сельского поселения издан памятный календарь «65-Летию Победы посвящается…» и вручен ветеранам войны на митинге 9 мая.
- Силами жителей села, учащимися изготовлено знамя воинов красноярцев, с которым учащиеся будут выходить на митинг в честь Дня Победы.
- Исследовательская работа о ветеранах красноярцах была представлена кружковцами на районной конференции ( 2 место).
- Газета «Салют, Победа» , сценарий «Я прошел по этой войне» , памятный календарь были представлены на районном фестивале «Колокола памяти» ( 2 место).
- Трое учащихся кружка «Родники» награждены знаком «Патриот России»
Работа по реализации проекта не закончена.
Предстоит собрать дополнительный материал о тружениках, тыла, детях войны, в перспективе организовать постоянную экспозицию , посвященную Великой отечественной войне.
При поддержке сельской администрации издать сборник материалов, о Великой отечественной войне на основе собранного местного материала. Предварительное название сборника «Тебе, победитель!»
Проект создает условия для усиления дальнейшей работы по патриотическому воспитанию и закладывает основы для создания элективных курсов и других форм организации по патриотическому воспитанию на основе уже собранного материала.
Разработка поисково-исследовательских работ учащихся.
Привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и как следствие снижение числа школьников совершивших правонарушения.
Литература
1.Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников.М.,2005
2.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
3.Проект федерального государственного образовательного стандарта общего образования
Приложение 1
Анкета
- Что для тебя означает слово «патриотизм»?
- Как ты понимаешь выражение «любовь к Родине»?
- Назови героев Великой отечественной войны.
- Назови жителей села участников ветеранов войны.
- В честь кого и почему названы улицы нашего села ( Сухоручкина, Харчикова)?
- Назови места в нашем поселении, связанные с историческим прошлым Сибири.
- С чем связано название нашего села.
- Назови жителей нашего села, имеющих правительственные награды за трудовую деятельность.
- Знаешь ли ты, чем во время войны занимались дети нашего села ( помощь фронту, работа в колхозе. совхозе)? Если «Да», то напиши, что ты об этом знаешь.
- Откуда ты чаще всего узнаешь о событиях Великой отечественной войны?
16:33 |
ярлыки: |
0
Отправить комментарий
Comments (0)