Рыбакова  Галина  Дмитриевна, учитель  технологии

МОУ «Евгащинская  СОШ» Большереченского  муниципального  района

Омской  области. Тема проекта: «Витаминная клумба».
Цель:
Подбор видов зеленных культур и отработка технологии их совместного выращивания как пищевых и одновременно декоративных растений.
Задачи:
  1. Повторить и закрепить изученный материал по овощеводству.
  2. Составить схему клумбы и план работы по проекту.
  3. Вырастить на пришкольном участке выбранные зеленные культуры.
  4. Проанализировать декоративные и хозяйственные свойства данных растений.
  5. Сравнить виды и сорта овощных зеленных культур по исследуемым параметрам.
Актуальность.
Выращивание растений, в том числе и цветов – нелегкий труд. А каждый владелец хочет, чтобы его участок не только приносил полезную продукцию, но и был красивым. К сожалению, не всегда хватает времени и сил на выращивания цветов, так как любой огородник стремится прежде всего вырастить те растения, которые необходимы для питания и зимних заготовок. У многих владельцев участки очень маленькие, нет возможности выделить землю под клумбы. Поэтому можно совместить приятное с полезным и украсить свой участок, сделать его необычным только с помощью съедобных растений. Ведь большинство из них не только полезны, но и красивы, особенно зеленные культуры.
Проект выполняется группой обучающихся (3-4 человека) разного возраста (5-7 классы). По ходу работы они заполняют рабочие тетради, каждый самостоятельно (См. «Приложение»).
Первый этап – подготовительный – постановка проблемы, актуализация знаний о предмете изучения. Обсуждение с обучающимися рационального использования площади учебно-опытного участка, пищевой ценности и декоративных свойств известных зеленных культур; знакомство с их ассортиментом и технологией выращивания по книгам; поиск информации в различных источниках о новых видах и сортах данных растений. В результате составляются задания, списки вопросов, таблицы для рабочей тетради и разрабатывается форма дневника.
Второй этап – аналитический – анализ декоративных и хозяйственных свойств витаминной зелени, выбор растений для проверки. Обсуждение с обучающимися ассортимента видов и сортов зеленных культур для выращивания на клумбе; требований к ним: скороспелость, декоративность, вкус, продолжительность периода вегетации и сохранения вкусовых качеств, содержание витаминов. В результате составляется перечень исследуемых овощных зеленных культур.
Третий этап – практический – планирование и выращивание исследуемых растений на витаминной клумбе. Обсуждение с обучающимися технологии выращивания необходимых зеленных овощей; формы и площади клумбы; плана работы. В результате составляется план размещения культур на клумбе (рисунок), изображается её чертеж; определяется методика проверки (то есть фиксируемые в проекте параметры – сроки выращивания, изменение вкусовых и декоративных свойств, возможность повторного подсева); распределяются обязанности в группе; поэтапно осуществляется технология выращивания (подбор семенного материала,  подготовка почвы, посев, уход за растениями, сбор урожая);  проводят наблюдения за посевами; заполняются рабочие тетради.
Четвертый этап – заключительный – завершение работы после сбора урожая, подведение итогов, презентация проекта. Проведение обучающимися анализа своей деятельности по материалам рабочих тетрадей; сопоставление полученных результатов по исследуемым параметрам с указанными в литературе. В результате выявляются допущенные ошибки;  объективные трудности (например, погода), пути их преодоления; делаются выводы; заполняется дневник (срок посева и появления всходов; дата первого потребления продукции; даты срезки зелени; дата ухудшения вкусовых качеств – появление горечи; пожелтение и огрубление листьев; появление цветоносов; дата полного изъятия культуры из клумбы и посева; продолжительность декоративного и хозяйственного использования клумбы), иллюстрируется фотографиями; проводится презентация проекта.
В течение года обучающиеся углубляются и расширяют свои знания  об овощах: зимой знакомятся со специальной литературой, новыми сортами; весной и летом проводят практическую работу на УОУ; осенью собирают урожай и проводят итоги.

ΙΙΙ. Результаты

  1. Проведение итогов работы.

Культура, сорт
Урожайность, ц/га
Период использования, дней
Дни наибольшей декоративности





  1. Сравнительный анализ видов и сортов исследуемых растений:

  • формы клумбы;
  • размещения культур на ней (т.е. схемы);
  • декоративности;
  • хозяйственных свойств;
  • урожайности.

Выявление лучших культур и сортов по декоративным и пищевым качествам.

3. Выводы

4. Рекомендации
Предложенные овощные зеленные лиственные культуры для выращивания на витаминной клумбе.

Литература

  1. Журнал «Овощи России» № 4/2009 – 1/2010.
  2. Баранова Н.А., Насекайло О.Л. 1000 + 1 совет овощеводу. Мн.: Современный литератор, 2000.
  3. Кудрина Н.В. Книга о консервировании. Рыбинск: «Вече», ОАО «Рыбинский Дом печати», 1998.
  4. Пичугина  Г.В. Сельская школа: Труд и личность. М: ИСПС РАО, 2004.
  5. Трайтак Д.И. Основы сельского хозяйства. Сельскохозяйственный труд. Учебник для 5-7 классов сельской школы. М.: Мнемозина, 1998
  6. Шестаков А.Л. Справочник овощевода – любителя. М.: Клуб XXΙ век, 1998.




Приложение

Примерный вариант рабочей тетради  проекта «Витаминная клумба».

Задание 1. Обсудить с товарищами вопросы и записать ответы на них.

  • Какие виды зеленных овощей выращивают на УОУ, в ЛПХ?
  • Какие еще зеленные культуры известны?
  • К каким ботаническим семействам они относятся?
  • Какие из зеленных культур наиболее ценятся и поэтому?
  • Какая из них кажется самой вкусной?
  • Какие из этих культур можно считать и декоративными?
  • Какое из этих растений самое красивое?
  • Можно ли из таких растений составить клумбу?
  • Каким требованиям должны отвечать для этого растения?

Задание 2. Выяснить, какие еще существуют зеленые культуры (по справочникам, журналам, рекламным проспектам), можно ли их выращивать в нашем климате, записать свойства нескольких новых культур в таблицу и сравнить их с уже известными культурами.

Культура
Сроки выращивания
Пищевая ценность




Задание 3. Обсудить с товарищами информацию из таблицы. Узнать, какие семена можно достать (если в наличии, можно поменяться с соседями, купить). Выбрать из них 5-6 культур, которые наиболее подходящие для клумбы.

Задание 4. Среди выбранных культур есть салаты различных сортов. Узнать, почему многие из них очень быстро становятся непригодными к употреблению в пищу. Определить, когда это произойдет с выбранными сортами салатов.

Сорт
Срок посева
Дата срезки зелени
Дата появления горечи
Первой
Последней






Задание 5. Наблюдать за тем, как изменяется внешний вид растений на клумбе. Сделать несколько фотографий клумбы в разные периоды. Определить, в какой период клумба наиболее красива, сколько дней длится этот период.

Задание 6. Обсудить в группе итоги своей работы.

  • Какие культуры вы рекомендуете выращивать на такой клумбе?
  • Какие культуры не оправдали ваших ожиданий и почему?
  • Какие культуры особенно хорошо проявили себя: как декоративные, как вкусовые?
 

Задание 7. Описать технологию выращивания такой клумбы.