Александрова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОУ  «Большереченская основная общеобразовательная школа». Повышение мотивации обучения русскому языку 
через использование ИКТ. 

       Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.
Причины обращения к проблеме:
а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником;
б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности  и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно- технологических и коммуникативных умений.
в) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.
г) невозможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал в связи с недостаточным использованием новых образовательных технологий в условиях модернизации образования.
 Как «замотивировать» школьников на изучение русского  языка? Этот вопрос особенно актуален для меня.
            Поэтому стратегической целью представленного проекта является формирование положительных мотивов к изучению русского языка в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования: мотивация учащихся к обучению.
Предмет исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся русским языком  через использование ИКТ.
Гипотеза исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся  будет эффективным, если:
-  определены теоретические основы развития позитивной мотивации к обучению учащихся;
- выявлена совокупность факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению учащихся;
- разработана методика развития позитивной мотивации к обучению  через использование ИКТ;
- обеспечено педагогическое сопровождение развития позитивной мотивации к обучению учащихся  через использование ИКТ;
- процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся  через использование ИКТ является направлением и конечной целью специально организованной работы.
    Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
    -  Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения русскому языку.
    - Используя специальные диагностические методики , выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся.
    - Выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению .
    - Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.
    - Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
        Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применён комплекс  методов исследования: теоретический анализ  психолого-педагогической литературы и исследований по проблеме мотивации учащихся к обучению; изучение и обобщение практического опыта по теме исследования; изучение документов Российской Федерации, определяющих политику государства в области образования; педагогический эксперимент, включающий анкетирование, тестирование, прогнозирование, моделирование,  наблюдения, беседы,   развивающие игры.
      Научная новизна исследования состоит:
      -  в определении теоретических основ развития позитивной мотивации к обучению: подходы, закономерности, содержание и его компоненты, критерии, показатели;
      - в выявлении совокупности факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению ;
      - в разработке методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся  через ИКТ, позволяющей дифференцировать обучение с учётом познавательных потребностей, ближайших интересов и актуального состояния мотивации учащихся к обучению;
        Исследование проводилось в период с 2008 г. по 2011г. и состояло из нескольких этапов:
        Первый этап (2008 - 2009 гг.) - теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятия "позитивная мотивация", разработка и определение задач формирующего эксперимента.
        Второй этап (2009 - 2010 гг.) - практическая организация опытно-экспериментальной работы по анализу мотивации к обучению учащихся. Разработка и реализация методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся  через использование ИКТ.
        Третий этап (2010 - 2011 гг.) - уточнение и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.
        Ресурсное обеспечение процесса обучения  в свете мотивации, заявленное в проекте, является достаточным для его реализации:
        -  кабинет русского  языка снабжен комплектами дидактических материалов, в достаточном объеме дополнительная литература (учебники, энциклопедии, учебно-познавательная, занимательная литература);
        - имеется компьютер, проектор, электронные пособия, накапливаются обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и учащимися.
          Кроме того, в школе имеется постоянный выход в Интернет.
          Предполагаемый результат:
          -   устойчивая внутренняя мотивация к изучению русского  языка;
          -  сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок;
          - способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени;
          -  социальные компетентности, развивается социальный опыт учащихся.
                 Актуальность темы обусловлена следующим:
            -  мотивация выполняет важные функции в обучении: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость;
            - необходимость переосмысления известных методических решений по актуализации мотивационных механизмов учащихся с учетом специфики школы и личностных особенностей учащихся.
                Обучение в школе включает различные виды воздействия на мотивацию учения. Очень эффективным является путь воспитания мотивации через учебную деятельность.  Характер мотивации можно программировать через тип учения. Так, если содержание обучения строится не как готовое задание, а как система задач для учащихся, если ученики подводятся к самостоятельному обнаружению теоретических положений учебного курса, если у них отрабатывается учебная деятельность в единстве компонентов, то у школьников складывается внутренняя, достаточно устойчивая, обобщенная мотивация к учению.
                Проблема мотивации учения меня интересовала  с самого начала педагогической деятельности. .
                У  каждого  ученика  есть  как  некоторый   наличный   уровень положительной мотивации, на который  можно  опереться,  так  и  перспективы, резервы ее развития.
                Итак, первое, с чего я начинаю, это анализ мотивационной сферы ученика. Предметом анализа для меня становятся такие компоненты мотивационной сферы ученика, как его мотивы, цели, эмоции, а также состояние умения учиться (знания, учебная деятельность, обучаемость), весьма сильно влияющего на мотивацию. Пользуюсь приемами изучения и диагностики мотивационной сферы учащихся, предложенных А.К. Марковой. Сводная карта состояния и хода формирования мотивации учения школьников помогает охватить всю программу изучения мотивационной сферы учащихся в целом, а также более точно определить уровень, на котором находится отдельный ученик.
                В соответствии со сводной картой состояния мотивации учения составляю оценочный лист уровней мотивации и умения учиться учащихся, который дает возможность представить соотношение разных уровней и компонентов мотивации у каждого ученика класса и видеть картину в целом:

               

                Рассмотрим пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности в классах.
                Существуют традиционные методы повышения мотивации: использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации (газеты, журналы, методические пособия, учебники разных авторов), методических карточек.
                Сейчас на помощь пришли информационно-коммуникационные технологии.
                Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Поэтому я считаю, что использование ИКТ в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования. Общаясь с ребятами, я сделала для себя вывод: диалоговые и иллюстрационные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.  
                Использование ИКТ на уроках  позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют  орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным.
                Большим подспорьем для учителя при планировании урока является работа в программе Microsoft Power Point. Я пришла к выводу, что при помощи этой программы можно создать любой урок, и он будет ярким и насыщенным.
                Работая над проектом, я систематизировала, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении. Наиболее эффективно это
              1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
               2) при закреплении изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
              3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
              4) при самостоятельной работе учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
               5)во время тренировки конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
                В процессе работы я пришла к выводу, что компьютерные технологии помогают:
                        привлекать пассивных слушателей;
                        делать занятия более наглядными;
                        обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;
                        приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;
                        обеспечивать моментальную обратную связь;
                        повышать интенсивность учебного процесса;
                        воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур и духовного опыта других народов;
                        активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, желание изучать предмет;
                        объективно оценивать действия учащихся.
               Именно использование компьютерных технологий позволяет мне:
              1.сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика,
              2.обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся разного уровня подготовки,
              3.давать разноуровневые задания, задания для групповой работы, проекты.
              4.снабдить курс необходимыми справочными материалами.
                Таким образом,  использование ИКТ на уроках русского языка, сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося.




              Диагностика успешности образовательного процесса. Результативность.