Экологический проект "Пойми живой язык природы» МОУ «Новологиновская СОШ» Большереченского района, Омской области. Старшая вожатая Голодаева В.Н.

                ХРАНИТЕЛЕМ ПРИРОДЫ,
                                                               СТАНЬ, ЧЕЛОВЕК,
                                                               С БЕДОЮ НЕ ШУТИ,
                                                               ПОБЕРЕГИ ЛЕСА СВОИ И ВОДЫ,
                                                               ВЕДЬ ТЫ НЕ БЕЗРАССУДНОЕ ДИТЯ!
                                                                                              Ю. ШЕСТАЛОВ.

                                               ВЫБОР ПРОБЛЕМЫ
Мы – жители села Новологиново, которое находится в 60 километрах от районного центра. Нет для нас ничего более ценного, чем природа. Среди обилия её богатств лесу принадлежит особое место. В течение веков он определял среду обитания, историческую судьбу, культуру, влиял на формирования образа жизни, языка и склада характера народа.

                                               ПРОБЛЕМА:
                               ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ СВИРЕПСТВУЮТ В КРАЕ,
                               НЕМАЛО ГЕКТАРОВ ТАЙГИ ВЫГОРАЕТ.
                               НЕМАЛО ПОГИБЛО ЛЕСНЫХ ПЛОЩАДЕЙ.
                               ПРИЧИНЫ ПОЖАРОВ – БЕСПЕЧНОСТЬ ЛЮДЕЙ!
                               ЖИЗНЬ БЕЗ ЛЕСОВ В НАШЕМ КРАЕ ЗАМРЁТ
                               НАДО, ДРУЗЬЯ СМОТРЕТЬ ВСЕМ ВПЕРЁД !.!
2. Актуальность проекта
В последние годы в результате ухудшающейся экологической обстановки во многих странах мира, а также под влиянием решений международной общественности вопросам образования на всех уровнях обучения, а также и воспитания придается все большая экологическая направленность. Это актуально для каждого человека от рождения до ухода его из жизни. Изменения в структуре экономики призваны обеспечить устойчивое развитие общества и создать для населения Земли лучшие условия жизни при рациональном использовании ресурсов без нанесения ущерба окружающей среде, сохраняя ее будущим поколениям. Город Омск  является крупнейшим центром сибирской индустрии, деятельность промышленных предприятий которого оказывает серьезное воздействие на окружающую среду. На каждые 27 кв. километров площади города приходится по одному промышленному предприятию. В иных странах – схожая плотность населения, в Омке же – заводов! Их у нас 20, из которых почти десяток – гиганты отечественной экономики. Экономика области испытывает острую необходимость во внедрении новейших природоохранных технологий. Эффективность природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, в том числе и подрастающего поколения. Настоящей работой мы хотели обратить внимание на проблему повышения экологической грамотности детского населения, которая существует в любом промышленном городе.
2. Цели, задачи, методы
Цель проекта: Повышение уровня информированности детского населения  села об экологических факторах и их влиянии на здоровье. Усвоение ребятами норм экологически правильного поведения в повседневной жизни;
         создание условий, спо­собствующих развитию интеллектуальных творческих личностных ка­честв учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе  ин­дивидуального подхода  и валеологического ,    во внеурочной деятельности в рамках воспитательной системы школы.
Задачи:

1. Создание условий для развития общешкольного коллектива через систему коллективно творческого дела.
2. Создание ученического самоуправления.
3. Развитие и упрочнение детской экологической организации «Земляне» как основы для межвоз­растного конструктивного общения, социализации, социальной адап­тации, творческого развития каждого.
4. Активизация деятельности образовательного учреждений по формированию основ экологического мировоззрения.
5. Приобретение обучающимися школы и воспитанниками детского сада опыта участия в общественно-полезных делах.
6. 5развитие у учащихся умения самостоятельно мыслить, доступно излагать информацию, делать выводы, .Раз строить прогнозы. 
7. Организация совместной работы  сельской и школьной библиотеками, и  экологической организации « Земляне», через реализацию данного проекта.

Направления

Формы методы воспитательной работы
1.Интеллектуальное 
воспитание



1.Дни самоопределения(1-20 сентября).
2.Интеллектуальный марафон ( октябрь).
3.Каникулярная школа творчества (январь, июнь)
4.Конкурс экологических сочинений и стихотворений
2.Нравственное воспитание







1. Акция « Мы с вами, ветераны» ( октябрь, май)
2. « Если бы парни всей Земли» - военно- патриотический месячник» ( февраль)
3. « Весну встречаем - семью величаем» ( март)
4.Организация работы старших школьников с младшими и воспитанниками детского сада  экологической организации  «Земляне».
5.Шефство над детским садом.
6. Выставка « Мир моих увлечений»
3.Трудовое воспитание

1.Акции « Чистый двор».
2. Субботники по очистке школьной территории от мусора.
3.Уход за памятником воинам – землякам.
4. Субботник на Московско – Сибирском тракте.
4.Экологическое  и 
Валеологическое
воспитание
1.Акция « Экологическая тропа» ( 1-4 класс в течение года).
2.Цикл лекций и бесед о здоровом образе жизни ( клуб волонтёров один раз в месяц в течение года)

5.Физическое воспитание
1. Общешкольные спортивные соревнования между классами.
2.День Здоровья (один раз в четверть)
3. Большие школьные олимпийские игры ( май)
Основные методы:
Опрос учащихся.
Анализ статистических данных.
Работа с разнообразными источниками информации (художественная литература, интернет-ресурсы, публицистика).
Практическая работа по изготовлению кормушек, искусственных гнезд, строительству снежных горок, организации игр.
Начало работы над проектом: Сентябрь 2010 г.
Участники проекта: Муниципальное образовательное учреждение “Новологиновская  средняя общеобразовательная школа”.
Тип проекта: Практико-ориентированный.

II. Основные сведения о проекте
1. Нормативно правовой аспект содержания экологического образования
Экологическое образование  — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.02 № 1225-р “Об Экологической доктрине Р.Ф.” в качестве одного из важнейших направлений государственной политики в области экологии намечено развитие экологического образования и воспитания (Приложение 1). Постановлением Правительства создан Межведомственный совет по экологическому образованию.
2. Система экологического образования
Действующая в области система непрерывного экологического образования и воспитания представляет собой поэтапный процесс. В дошкольном возрасте превалирует  воспитательный процесс, в школьном — образовательный, а во взрослом — сознательный. Первая ступень охватывает дошкольное образование, которое  продолжается в общем и профессиональном образовании, подготовки и переподготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации, просвещение населения через средства массовой информации, учреждения культуры, деятельность общественных организаций.

Так в МОУ “Новологиновская СОШ” основы экологического мировоззрения закладываются на уроках “Окружающий мир” по программе А.А. Плешакова 1–4-й кл., Природоведения 5-й кл. программа А.А. Плешакова, Н. И. Сонина. Основная нагрузка по формированию экологических знаний ложится на такие предметы как география, биология, химия. В школе традиционно проводятся экологические месячники, День птиц, День леса, День Земли, туристический слёт, и др.
В ДОУ, расположенных на территории  села, действует программа, в ходе реализации которой у малышей закладываются основы экологических знаний.
III. Пути реализации проекта
1. Поисково-теоретический этап
На данном этапе учащимися вёлся сбор информации экологической направленности, её систематизация, анализ. Был проведён опрос-анкетирование среди учащихся первых классов (бывших воспитанников ДОУ). По результатам было выявлено, что 78% опрошенных знакомы со словом экология, 51% привели примеры существующих экологических проблем, и только 9% принимали посильное участие в их решении (уборка мусора, озеленение класса и др.) (Приложение 2). Обозначились некоторые несоответствия между теоретическими знаниями и возможными путями их применения. Фактически выявилась следующая проблема: Недостаточно практико-ориентированных знаний у детей для формирования экологически правильного поведения. Возникает вопрос: “Как сделать так, чтобы экологические действия стали естественным проявлением в повседневной жизни”? Безусловно, педагогами ведётся огромная работа, однако, мы посчитали необходимым и наиболее действенным опосредованное влияние на сознание малышей (не все дети поступают так, как говорят взрослые, но многие с удовольствием подражают более   старшим детям). Недаром китайская мудрость гласит “Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать самому, и я пойму”. Кроме того, при таком подходе удаётся повысить информированность не только малышей, но и школьников, поднять их самооценку, воспитывать ответственность, что придаёт проекту социально-значимую направленность. В итоге была обозначена проблема и намечена программа деятельности.
2. Практический этап
При организации « Земляне» есть младшие школьники, которые  объеденены в отряд «Светлячков» была предложена программа сотрудничества по реализации проекта(Приложение 2). Результатами совместной работы станут  следующие акции:
Пернатые друзья”
На Руси много памятных дней и праздников. Одним из таковых является Синичкин День, который по народному календарю, выпадает на 14 ноября. Накануне данного праздника учащиеся 7-х классов примут  активное участие в ежегодно проводимых конкурсах: “Птичий дом”,  “Птичья столовая”. В ходе которых будут изготовлены  кормушки, соберут корм для птиц. Часть кормушек будут развешаны совместно с учащимися начальных классов на территории МОУ “Новологиновкая СОШ”, остальные совместно с маленькими воспитанниками на территории детского сада, с детьми среднего звена на участке Московско – Сибирском тракте. Ребята будут общаться с природой: развешают кормушки, сами будут насыпать корм, рассказывать стихи, призывающие всех помочь этим удивительным созданиям. Будут проводиться  игры, которые станут  немаловажным элементом мероприятия, и, кроме радости от игры, дети получат знания о птицах. Итогом праздника станет совместная выставка рисунков. “Птичий вернисаж”.
Продолжение акции планируется проведением праздника “Здравствуйте, пернатые” в середине апреля, который будет приурочен к Международному дню птиц (1 апреля).

“Зимние забавы”
Одним из направлений в формировании экологического сознания является идея здорового образа жизни. Сегодня качество здоровья населения падает из-за неблагоприятного воздействия изменённой человеком окружающей среды. Другим фактором является утрата ценностного отношения к здоровью. Основы культуры здоровья необходимо закладывать в раннем возрасте, для того чтобы в последствии это стало нормой жизни. Здоровьезберегающие технологии станет основой в проведении акции “Зимние забавы”.
Группа учеников 6 класса станут  участниками в создании ледяных горок на территории  школы. Во время дневных прогулок с учащимися начальных классов будут проводиться подвижные игры, В ходе их проведения дети будут обучаться подвижным играм на улице, узнают основы дыхательной гимнастики, совершенствуют двигательные навыки (Приложение 3).
“Тропинки в природу”
Все природные объекты на территории и в помещение школы должны помогать приобщению ребенка к основам экологической культуры. Именно поэтому ребятами клуба “Азбука здоровья”, существующего при школе будут  разработаны и проведены тематические прогулки с детьми начальных классов, Темы прогулок: “ О небе”, “Вальс осенних листьев”, “Городские птицы”, “Сезонные явления”, “Почему сосульки плачут”. На прогулках ребята будут наблюдать, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака, как меняется цвет листьев во время листопада. Ребята все чаще станут проявлять интерес к окружающей природе, углублять  их знания, обогатят  чувства. Прогулки обогатят  детей новыми впечатлениями, научат их видеть и замечать то, мимо чего они раньше проходили. У  них возникнут бесчисленные вопросы “Почему?”  “Зачем?” (Приложение 3).
Одна из прогулок будет посвящена проблеме уборке мусора с территории школы и села. Ребята будут  удивлены рассказам о том, как одна брошенная бумажка может нарушить жизнь целого города (“эффект мусорной кучи”) и с энтузиазмом  согласятся  участвовать в поддержании чистоты родного села.
“Мой знакомый первоцвет”
Проведение данной акции планируется на начало весны.
Предварительно проводится среди учащихся 5–7-х классов конкурс экологической сказки. (“О чём нам расскажет подснежник”?) Сказка-победитель будет инсценирована, и представлена учащимся начальных классов.

IV. Заключение

1. Основные выводы

Как создать эффективную систему экологического образования? Как сделать так, чтобы приобретенные знания имели практическое воплощение? Этот круг задач в одиночку силами одних лишь специалистов ДОУ и МОУ решить практически невозможно. Мы считаем, что только сотрудничество образовательных учреждений позволит привить детям линию экологически правильного поведения в повседневной жизни, что и является конечной целью проекта. Совместная реализация программы позволит предложить наглядные образцы того, как старшие (школьники, педагоги, родители) принимают меры по улучшению состояния окружающей среды. Чем больше таких примеров воспримет ребенок в дошкольном детстве, тем больше шансов, что в его сознании именно такое поведение укоренится как норма.
Возраст участников проекта: 4–17 лет.
Общее количество участников: 145
обучающихся МОУ “ Новологиновкая СОШ ”;
15 педагогов школы;
30 детей детского сада.


ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В МОУ «НОВОЛОГИНОВСКАЯ СОШ» БОЛЬШЕРЕЧЕНСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ СТАРШАЯ ВОЖАТАЯ ГОЛОДАЕВА ВЕРА НИКОЛАЕВНА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ЦЕЛЯМИ И ЗАДАЧАМИ  ШКОЛЬНОГО  САМОУПРАВЛЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ:

- становление воспитательной системы через формирование единого общешкольного коллектива;
- приобщение личности к общечеловеческим ценностям, усвоение личностью социальных норм через участие в общественной жизни школы;
- создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через представления широкого выбора направлений и видов деятельности;
- развитие творчества, инициативы, формирование активной преобразующей гражданской позиции школьников;
- создание условий для развития отношений заботы друг о друге, о школе, о младших, взаимоуважение детей и взрослых.
Вся школа  - экологическая организация «Земляне», объединяющая семь классов – государств:
5 класс – БРИГАНТИНА – 9 ЧЕЛОВЕК
6 класс – ЭКОС – 11ЧЕЛОВЕК (ЭКОЛОГИЯ, ОХРАНА, СПАСЕНИЕ)
7 класс – МОРЕХОДЫ – 20 ЧЕЛОВЕК
8 класс – МАЛЫШОК – 20 ЧЕЛОВЕК
9 класс – ОДУВАНЧИК – 14 ЧЕЛОВЕК
10 класс – РОДНИК – 9 ЧЕЛОВЕК
11 класс –  МЫ БУДУЩЕЕ – 14ЧЕЛОВЕК
Каждый класс – государство управляется Советом министров:
Министром  образования,
Министром здравоохранения,
Министром творчества,
Министром  экологии,
Министром информации,
Министром культуры,
Министром досуга.
Министр образования наделён правами премьер – министра. Министры каждого класс государство входят в соответствующий экологический совет: совет по образованию, совет по здравоохранению, совет по творчеству, совет по экологии, совет по творчеству, совет культуры и совет досуга. Состоящий из двух палат ( верхняя 8-11 классы, нижняя – 5- 7 классы). Каждый совет возглавляет Советник, избираемый из числа семи, входящих в Совет министров. Каждый совет курируется педагогом школы. Возглавляет весь совет президент организации, руководителями являются старшая вожатая и организатор школы.

2.СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
1.СОВЕТ ОБРАЗОВАНИЯ – КУРАТОР – Бархатова Н.К. –предназначен для развития познавательных интересов учащихся, творческого подхода активной позиции в образовательном процессе, для поиска новых образовательных форм во внеурочной  деятельности.
ФУНКЦИИ:
- ОРГАНИЗУЕТ РАБОТУ ФИРМЫ «ОТЛИЧНИК» ДЛЯ ПОМОЩИ В УЧЁБЕ;
- планирует и проводит познавательные дела в школе;
- помогает педагогам в подготовке и проведению предметных олимпиад, дней самоопределения, интеллектуального марафона;
- ведёт учет и  разрабатывает систему поощрения лучших учеников и наказание неуспевающих .
2.СОВЕТ ЭКОЛОГИИ – КУРАТОР – Кожикова Н.П. –предназначен для формирования и  развития трудовых навыков, ответственности за полученный результат, качество труда, за окружающий мир (класс, школу, улицу, село), становление личности как активного защитника и преобразователя окружающей среды, природы, общества.
ФУНКЦИИ:
- ПЛАНИРУЕТ И ОРГАНИЗУЕТ РАБОТУ ПО СОХРАНЕНИЮ И ПРЕОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЫ И ШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ;
- ОРГАНИЗУЕТ РАБОТУ НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ;
3.СОВЕТ ЗДРАВОХРАНЕНИЯ – КУРАТОР – ГОЛОДАЕВА В.Н. – ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, ПРИОБЩЕНИЕ К  спорту и физической культуре, воспитание уважение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.
ФУНКЦИИ:
- организует и проводит спортивные праздники и мероприятия;
-один раз в четверть проводят День Здоровья;
- организует мероприятия валеологического содержания (один раз в месяц волонтёры проводят);
- ведёт учет и пропаганду спортивных достижений  учащихся.
4. СОВЕТ ТВОРЧЕСТВА – КУРАТОР – ШИХОВ А.Н. – ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ, ВЫЯВЛЕНИЯ интересов, способностей и наклонностей учеников.
ФУНКЦИИ: подбирают материал для устных журналов, викторин, интеллектуальных марафонов, информационных часов,  организуют выставки рисунков, поделок.
5.СОВЕТ ИНФОРМАЦИИ – КУРАТОРЫ –ГОЛОДАЕВА Е.Н., ИВАНОВА В.К., -собирают интересную информацию по школе, классам – государств и выпускают газету.
6.СОВЕТ ДОСУГА – КУРАТОР – АНИСИМОВА Т.А. – ОРГАНИЗУЕТ ДОСУГ УЧАЩИХСЯ- ДИСКОТЕКИ, ПРАЗДНИКИ, БЕСЕДЫ О МУЗЫКЕ И МУЗЫКАНТАХ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВИКТОРИНЫ И КОНКУРСЫ.
7.СОВЕТ КУЛЬТУРЫ – КУРАТОР – ТЕРЛЮК И.В. – ПОМОГАЮТ В РАЗРАБОТКЕ СЦЕНАРИЕВ ПРАЗДНИКОВ, КЛАССНЫХ ЧАСОВ, ВИКТОРИН, ВЕДУТ ПРАЗДНИКИ.






Приложение 1.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(фрагмент документа).
Экологическое образование и просвещение
Основной задачей в этих областях является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии.
Для этого необходимы:
-создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования и просвещения;
-включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса;
-усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности;
-подготовка и переподготовка в области экологии педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения, в том числе по вопросам устойчивого развития Российской Федерации;
-включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в федеральные целевые, региональные и местные программы развития территорий;
-государственная поддержка деятельности системы образования и просвещения, осуществляющих экологическое просвещение и образование;
разработка стандартов образования, ориентированных на разъяснение вопросов устойчивого развития Российской Федерации;
-развитие системы подготовки в области экологии руководящих работников различных сфер производства, экономики и управления, а также повышения квалификации специалистов природоохранных служб, правоохранительных и судебных органов;
-повышение информированности деловых кругов по вопросам законодательства в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, устойчивого развития Российской Федерации, а также обучение их методам управления с учетом экологического фактора;
-поддержка и публикация материалов по вопросам экологии в средствах массовой информации.


Приложение 2.

План реализации совместной деятельности  школы  и детского сада  по формированию основ экологического мировоззрения

Название акция

Примерные
сроки проведения
Мероприятия в рамках акции
«Пернатые друзья».


а) «Синичкин день».
конец ноября -
 начало декабря
Конкурс «Птичий дом».
Конкурс «Птичья столовая».
Конкурс «Птичий вернисаж», с последующей совместной выставкой.
Праздник «Синичкин день».
б) «Здравствуйте, пернатые».
середина апреля.
Конкурс «Скворечник».
Праздник «Здравствуйте, пернатые».
«Зимние забавы».
январь, февраль

Строительство снежных горок.
Подвижные игры на воздухе.
«Тропинки в природу».
конец апреля – начало мая.
Организация тематических прогулок.
Уборка территории.

«Мой знакомый первоцвет».
март.
Конкурс экологических сказок.
Инсценировка
Изготовление листовок.

Примерные вопросы для беседы с учащимися первых классов
-Что является для человечества домом? (наша планета).
-Может ли наша планета заболеть? Почему?
-А можно ли вылечить планету?
-А что можешь сделать ты, чтобы планета была здоровой?
-Знаком ли ты со словом экология?



Приложение 3

Игры, загадки, стихотворения экологической тематики.
Водящий-«коршун» делает вид,  что  что-то копает.
Дети. Коршун, Коршун, что ты делаешь?
Коршун. Ямку копаю.
Дети  Что там ищешь?
Коршун. Денежку.
Дети. На что тебе денежка?
Коршун. Иголочку купить.
Дети Что иголочкой делать?
Коршун Мешочек шить.
Дети  А на что мешочек?
Коршун Вас, птичек ловить.
«Коршун» ловит детей, те разбегаются. Тот, кого «коршун» поймал, становится водящим. Игра начинается сначала.



Ребята встают в круг и по команде быстро передают друг - другу 2-3 снежка, который является «горячим». Игра идёт на убывание. Кто уронил, выбывает за пределы круга.

      Водящий лиса поёт песенку: (остальные участники свободно передвигаются).
«Вот идёт лисичка - рыжая сестричка, смотрит, где же зайки, зайки-попрыгайки. Вышли зайки на лужок, роют лапкой корешок»  (детки присели на корточки).
Водящий лиса произносит «Вот они зайки!»,  и  ловит «зайцев». 



Водящий (он же Дед Мороз) стоит в кругу детей и произносит « Заморожу, заморожу!» и начинает двигаться в сторону детей. Дети разбегаются, а «Дед Мороз» символическим «посохом», пытается дотронуться до участников игры. Кто был задет - должен замереть на месте. Остальные дети пытаются прикосновением руки «разморозить» игрока, при этом не коснуться «посоха» ведущего.

Дети встают в круг, в затылок друг-другу, плотно-плотно. По команде ведущего все медленно начинают садиться на колени сзадистоящего. Когда все сядут, надоподнять руки вверх и крикнуть «Ура!» - гнездо построено.

Загадки о птицах.

Здесь и гам, и птичье пенье,
Здесь есть даже угощенье:
Крошки хлеба и пшено.
Отгадайте, что это?
 (Кормушка)
Маленький мальчишка
в сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.
По полям ночует
Семена  ворует.
(Воробей)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива.
Стрекотунья - белобока,
А зовут её…..
(Сорока).
На колу дворец,
На дворе певец.
(Скворец).


Эта птичка -
Птичка-невеличка,
Жёлтенький жилетик,
Синенький беретик.
 (Синица).
Алый низ и чёрный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв
Раздался вширь
Важен важностью……
(Снегирь.)
Окраской - сероватая
Повадкой - вороватая,
Крикунья - хрипловатая,
Известная персона. А кто она?
 (Ворона)
Из перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовётся птица………
 (Грач).

Стихи

*****
У нас такой обычай:
Чуть выпадет снежок,
Дощатый домик птичий
Повесит на сучёк.
Насыплем вам мы корма –
Клюйте веселей
Над домиком дощатым
С утра немолчный гам.
Как весело пернатым,
Порхающим гостям!
*****
«Заповедник» - это слово
Всем и каждому знакомо.
В нём животных охраняют,
Кормят и оберегают.
Запрещают здесь охоту,
Проявляют здесь заботу
О растениях лесных,
Луговых и полевых,
Водоёмов и болот.
Вся природа здесь живёт
Под охраной человека
Много лет, от века к веку.
*****
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
 Небогаты их корма -
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их -  не счесть.
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
 И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

А. Яшин. Покормите птиц