Чумарова Ляйля Мусеевна, учитель русского языка и литературы.
Научно-исследовательская деятельность учащихся, дополняя учебно-образовательную, помогает сформировать набор так называемых «ключевых компетенций» в самостоятельной интеллектуальной, коммуникативной, информационной и других сферах деятельности, которые помогут учащимся профессионально самоопределиться.
МОУ « Уленкульская средняя общеобразовательная школа»
Организация исследовательской деятельности учащихся
Автор проекта:
Чумарова Ляйля Мусеевна,
учитель русского языка и литературы
Чумарова Ляйля Мусеевна,
учитель русского языка и литературы
Уленкуль – 2011
Актуальность
Научно-исследовательская деятельность учащихся, дополняя учебно-образовательную, помогает сформировать набор так называемых «ключевых компетенций» в самостоятельной интеллектуальной, коммуникативной, информационной и других сферах деятельности, которые помогут учащимся профессионально самоопределиться. Участие в таком виде деятельности чрезвычайно полезно для ученика, так как учит его самостоятельности, творческому подходу к делу, умению учиться и обновлять свои знания, развивает мышление, обогащает коммуникативные навыки. Необходимо как можно раньше выявить склонности, творческие способности, признаки одарённости в учениках и создать условия для реализации этих возможностей.
За долгие годы педагогической деятельности пришла к выводу, что языковеду необходимо организовать целенаправленную работу по развитию творческих способностей, самостоятельности мышления при выполнении поисково-исследовательских заданий.
Я решила пробудить интерес детей к научно- исследовательской деятельности, научить их самостоятельно добывать знания, создать условия для всестороннего развития личности. Все эти знания и умения пригодятся им при сдаче выпускных экзаменов, во время учёбы в ВУЗе, во взрослой самостоятельной жизни.
Я решила пробудить интерес детей к научно- исследовательской деятельности, научить их самостоятельно добывать знания, создать условия для всестороннего развития личности. Все эти знания и умения пригодятся им при сдаче выпускных экзаменов, во время учёбы в ВУЗе, во взрослой самостоятельной жизни.
Цель проекта:
- формирование интересов и склонностей обучающихся к научно-исследовательской деятельности;
- создание условий для реализации творческой личности, её самоопределения и самореализации.
Задачи:
- создание условий для реализации творческой личности, её самоопределения и самореализации.
Задачи:
- создать условия для всестороннего развития личности, раскрытия его творческого и интеллектуального потенциала;
- формировать интересы и склонности обучающихся к научно-исследовательской деятельности;-формировать умение работать с дополнительной литературой;
- формировать умение представлять результат своей работы;
Этапы реализации
1 этап – формирование интереса к научно-исследовательской деятельности.
Он предполагает:- выбор темы исследования;
- постановку цели и задач;
- выбор методики исследования;
- составление плана работы.
На данном этапе нужна помощь учителя, так как ребята затрудняются в формулировке темы. Тема работы должна быть заявкой на исследование и, конечно, удачно сформулирована. В последние годы моих ребят интересуют темы, связанные с историей и культурой своего народа, родного языка и языка межнационального общения – русского, что отражается в заголовках работ. Например: «Моя малая родина», «Происхождение и значение татарских имён и фамилий», «Тюркские заимствования».
Следующий шаг – это постановка цели и задач. Цель исследования – конечный результат, которого хочет достичь ученик в конце исследования. Например, в работе «Происхождение и значение татарских имён и фамилий» была сформулирована цель: выявление значений и происхождений татарских имён и фамилий. Исходя из цели исследования, формулируем задачи. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Например:
- изучить и узнать значение и происхождение татарских имён и фамилий;
- узнать значение имён своих родственников и одноклассников;
- расширить кругозор и знания об окружающем мире.
Выбираем методику исследования и составляем план работы.
2 этап – овладение опорными лингвистическими и литературоведческими знаниями.
На данном этапе работаем с библиографией, справочной литературой, отбираем материал на заданную тему.
Исследовательские опыты обучающихся базируются на теоретических положениях учёных лингвистов. Первый шаг в достижении цели – это изучение научных трудов лингвистов по данной теме. Важно научить ученика соотносить свои достижения с тем, что сделано другими исследователями. Корректное отношение к работам предшественника – важная составляющая культуры научно-исследовательской деятельности. Ученик должен помнить, что он воспроизводит имеющуюся научную информацию с указанием источников и авторов.
3 этап – овладение обобщёнными исследовательскими умениями и навыками. Составными частями этого этапа являются: написание доклада, оформление наглядного иллюстративного материала, подготовка устного выступления по докладу.
Ученик, изучив тему исследования, должен оформить работу в письменном варианте. Тщательный анализ выбранного материала, грамотное оформление сносок, цитат, библиографии, наличие иллюстраций и приложений – это составляющие письменного варианта.
Доклад, который ученик должен предоставить перед публикой за 5-7 минут, следует тщательно продумать. Слушателю интересно слушать ту часть, где выступающий рассказывает о своей исследовательской части.
4 этап – перерастание научно-исследовательской деятельности в основной мотив всей учебной деятельности. Это выступление ученика на школьной научно-практической конференции, работа с критическими замечаниями и подготовка к следующему этапу – районной научно-практической конференции и выполнение исследовательских заданий в учебной деятельности.
Предполагаемые результаты
Предполагаемые результаты исследовательской деятельности обучающихся – это их научные доклады и рефераты по предмету, выступления на школьной, районной и региональной научно- практической конференциях.
Такая методика работы помогает ученику добиться определённых результатов. У него в первую очередь появляется заинтересованность в предмете, подкреплённая стимулом – хорошей отметкой по русскому языку и литературе, уверенной сдачей выпускного экзамена. Во-вторых, создавая научную работу, учится внимательно читать источник и пользоваться дополнительной литературой, делать выводы, ставить цели и задачи. Защита своей работы помогает подготовиться для публичного выступления и почувствовать свою значимость. Все эти качества пригодятся ему в дальнейшей жизни.
Результаты
Итогом такой целенаправленной деятельности за последние годы были следующие результаты:
- 2009 год-
Чумарова Лиана (7 класс). «Происхождение и значение татарских имён и фамилий», XLI региональная научно-практическая конференция школьников и учащейся молодёжи Омской области, диплом лауреата.
- 2010 год-
Чумарова Лиана (8 класс). «Тюркские заимствования», XLII региональная научно-практическая конференция школьников и учащейся молодёжи Омской области, участие.
Таким образом, в процессе исследовательской работы у школьников возрастает познавательная активность, вырабатывается интерес к исследовательской работе, повышается информационная культура, расширяется кругозор, развивается речь, вырабатывается чувство своей значимости.
Литература
1. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. – М.: Высшая школа, 1991.
2. Горшков А.И. Русская словесность. – М.: Просвещение, 1997.
3. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 1996.
4. Равенский Ю.И., Ивченков П.Ф., Никольская С.А. и др. Развивайте дар слова. – М.: Просвещение, 1977.
- постановку цели и задач;
- выбор методики исследования;
- составление плана работы.
На данном этапе нужна помощь учителя, так как ребята затрудняются в формулировке темы. Тема работы должна быть заявкой на исследование и, конечно, удачно сформулирована. В последние годы моих ребят интересуют темы, связанные с историей и культурой своего народа, родного языка и языка межнационального общения – русского, что отражается в заголовках работ. Например: «Моя малая родина», «Происхождение и значение татарских имён и фамилий», «Тюркские заимствования».
Следующий шаг – это постановка цели и задач. Цель исследования – конечный результат, которого хочет достичь ученик в конце исследования. Например, в работе «Происхождение и значение татарских имён и фамилий» была сформулирована цель: выявление значений и происхождений татарских имён и фамилий. Исходя из цели исследования, формулируем задачи. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Например:
- изучить и узнать значение и происхождение татарских имён и фамилий;
- узнать значение имён своих родственников и одноклассников;
- расширить кругозор и знания об окружающем мире.
Выбираем методику исследования и составляем план работы.
2 этап – овладение опорными лингвистическими и литературоведческими знаниями.
На данном этапе работаем с библиографией, справочной литературой, отбираем материал на заданную тему.
Исследовательские опыты обучающихся базируются на теоретических положениях учёных лингвистов. Первый шаг в достижении цели – это изучение научных трудов лингвистов по данной теме. Важно научить ученика соотносить свои достижения с тем, что сделано другими исследователями. Корректное отношение к работам предшественника – важная составляющая культуры научно-исследовательской деятельности. Ученик должен помнить, что он воспроизводит имеющуюся научную информацию с указанием источников и авторов.
3 этап – овладение обобщёнными исследовательскими умениями и навыками. Составными частями этого этапа являются: написание доклада, оформление наглядного иллюстративного материала, подготовка устного выступления по докладу.
Ученик, изучив тему исследования, должен оформить работу в письменном варианте. Тщательный анализ выбранного материала, грамотное оформление сносок, цитат, библиографии, наличие иллюстраций и приложений – это составляющие письменного варианта.
Доклад, который ученик должен предоставить перед публикой за 5-7 минут, следует тщательно продумать. Слушателю интересно слушать ту часть, где выступающий рассказывает о своей исследовательской части.
4 этап – перерастание научно-исследовательской деятельности в основной мотив всей учебной деятельности. Это выступление ученика на школьной научно-практической конференции, работа с критическими замечаниями и подготовка к следующему этапу – районной научно-практической конференции и выполнение исследовательских заданий в учебной деятельности.
Предполагаемые результаты
Предполагаемые результаты исследовательской деятельности обучающихся – это их научные доклады и рефераты по предмету, выступления на школьной, районной и региональной научно- практической конференциях.
Такая методика работы помогает ученику добиться определённых результатов. У него в первую очередь появляется заинтересованность в предмете, подкреплённая стимулом – хорошей отметкой по русскому языку и литературе, уверенной сдачей выпускного экзамена. Во-вторых, создавая научную работу, учится внимательно читать источник и пользоваться дополнительной литературой, делать выводы, ставить цели и задачи. Защита своей работы помогает подготовиться для публичного выступления и почувствовать свою значимость. Все эти качества пригодятся ему в дальнейшей жизни.
Результаты
Итогом такой целенаправленной деятельности за последние годы были следующие результаты:
- 2009 год-
Чумарова Лиана (7 класс). «Происхождение и значение татарских имён и фамилий», XLI региональная научно-практическая конференция школьников и учащейся молодёжи Омской области, диплом лауреата.
- 2010 год-
Чумарова Лиана (8 класс). «Тюркские заимствования», XLII региональная научно-практическая конференция школьников и учащейся молодёжи Омской области, участие.
Таким образом, в процессе исследовательской работы у школьников возрастает познавательная активность, вырабатывается интерес к исследовательской работе, повышается информационная культура, расширяется кругозор, развивается речь, вырабатывается чувство своей значимости.
Литература
1. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. – М.: Высшая школа, 1991.
2. Горшков А.И. Русская словесность. – М.: Просвещение, 1997.
3. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 1996.
4. Равенский Ю.И., Ивченков П.Ф., Никольская С.А. и др. Развивайте дар слова. – М.: Просвещение, 1977.
11:56 |
ярлыки: |
0
Отправить комментарий
Comments (0)