Моторина Алевтина Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Старокарасукская СОШ». 

Педагогический проект «Наш Пушкин…»

Срок реализации проекта:  II четверть учебного года, декабрь.
Класс:  9

Цель: актуализация знаний и создание определённого эмоционального фона монографического изучения жизни и творчества поэта.
Задачи: - показать своеобразие творчества поэта в разные периоды его жизни;
              - раскрыть «неизвестные» страницы его детства, его семьи;
              - прививать чувство гордости за свою Родину, через анализ произведений
                Пушкина;                  
              - закреплять умение самостоятельно работать с дополнительной литературой, материалами Интернета, письмами, статьями.


Субъекты деятельности в рамках реализации проекта:
             - обучающиеся  9 класса;
             - школьная библиотека;
             - классный руководитель;
             - родители.

Объект деятельности:  совместная деятельность учителя и обучающихся по реализации творческого потенциала.

Актуальность.

 В каждом произведении большого художника, писателя и поэта ощутима его личность. Ведь в произведении воплощён мир чувств и мыслей, чаяний и стремления писателя. Биографические главы современных учебников знакомят обучающихся с основными событиями жизни и творчества писателя, поэта, но не позволяют составить должного представления о писателе как о живом человеке. Поэтому возникла идея разработки данного проекта. При реализации проекта  обучающимся помогут «приоткрыть завесу тайны» мемуаристы, которые перенесут их в далёкую эпоху, с её бытом и нравами, определённой этикой взаимоотношений людей, раскроют - какое воздействия оказывало творчество автора на поколение людей.  Изучение писем и статей  является важным источником познания творчества А.С.Пушкина. Знакомство с материалами дополнительной литературы позволит повысить познавательный интерес учащихся, потребность в овладении  новыми знаниями, умениями  высказывать свою точку зрения, давать оценку, вести  диалог.


Концептуальность.

В основу проекта положены труды:
- Ю.К. Бабанского «Педагогика», позволяющие решить вопрос построения уроков в
  нетрадиционной форме;
- идеи Лизинского В.М. раскрывающие широкие возможности воспитательного
  потенциала на уроках;
- статьи Белинского В.Г.

Особое внимание уделяется развитию и воспитанию обучающихся, как личности, на основе произведений Пушкина, его творчества и жизни.
Проект позволит:
- охватить всех обучающихся в работу на уроке, включая их посильную деятельность,
 - участники проекта чувствуют себя защищенными от критики и уверенными в своих
    знаниях;
- учащиеся получают возможность самостоятельного выбора презентации своей работы (мультимедиа, стендовый проект, реферат, доклад, сообщение и т.д.)

Гипотеза:

Реализация проекта должна обеспечить учащихся знаниями о жизни и творчестве Пушкина с одновременным воспитательным аспектом в формировании личности каждого обучающегося.

Этапы реализации проекта.

Этапы
Практические мероприятия
Методы исследования
Подготовительный
Задача: разработать содержания, формы и методы деятельности по созданию проекта

1. Диагностические исследования отношения учащихся к изучению творчества Пушкина;
2. Изучение и отбор теоретического материала;
3. Разработку уроков различных типов и форм.

диагностика
анкетирование учащихся
Практический
Задача: реализовать различные формы уроков и внеклассных мероприятий по данной проблеме
 1. Привлечение к сотрудничеству родителей, кл.рук., библиотекаря;
2. Интеграция уроков литературы и элективного курса «Исследуй, пойми, запиши».
3. Проведение уроков: 
   - страницы жизни 
     Пушкина (сообщение)
   - детство, отрочество, 
    юность (устный журнал)
    - урок-мастерская «Гений
      чистой красоты»
   - семья Пушкина, няня 
     Арина Родионовна
     (мультимедиа)
4. Внеклассное мероприятия:
   - «Болдинская осень»,
  игра «Я к вам пишу»,
- вечер «Воспоминания о 
  Пушкине» (статьи, письма, дневник Пушкина)
наблюдение
 обмен опытом

Заключительный
Задача: провести анализ проведенных мероприятий, обобщить результаты
1. Эссе «Мой Пушкин»;
2. Выявление противоречий и пробелов в реализации проекта;
3. Обобщение результатов работы;
4. Выставка творческих работ учащихся;
5. Выступление с результатами работы по проекту на заседании МО, методический семинар.
анкетирование
опрос
обработка результатов обобщение и систематизация накопленного опыта


Критерии оценки ожидаемых результатов.

- личностное осознание учащихся к своим потребностям и способностям;
- способность учащихся в раскрытии своих индивидуальных качеств, умение свободно
   выступать с результатами своей деятельности;
- самооценка и саморефлексия обучающихся;
- исследовательская деятельность обучающихся;
- выступление обучающихся на НПК.