"ИКТ-технологии как один из факторов успешной реализации воспитательной работы классного руководителя".
Автор: Бушуева Юлия Юрьевна
Краткое описание:
    Внеурочная (внеклассная) работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся.
    Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции). Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

    Внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Основными целями информатизации внеурочной деятельности школьников являются:

- вовлечение школы в построение единого информационного пространства; (работа школьного веб-сайта.) 
- формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества; 
- формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества; 
- развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий; 
- развитие познавательной и творческой активности учащихся; 
- формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности; 
- развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности; 
- повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности; 
- развитие материально-технической базы системы общего среднего образования; 
- организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей; 
- развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (ведение внутришкольных сайтов, газет, стендов, музеев, медиатеки и т.п.); 
- внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу; 
- осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками; 
- развитие способности свободного культурного общения; 
- обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания; 
- всестороннее развитие личности ребенка; 
- организации содержательно досуга детей и молодежи. 
 
Для достижения целей информатизации внеурочной деятельности школьников необходимо организовать:
- проведение и консультирование проектной деятельности; 
- доступ к средствам ИКТ, другим ресурсам и оказание помощи в их применении; 
- внеурочную деятельность с применением средств ИКТ (кружки, предметные кабинеты и лаборатории, организация конкурсов и олимпиад, другие формы воспитательной работы и деятельности по социализации личности школьников и т.д.); 
- работу школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ (обновляемая - школьная страница в сети Интернет, газета, видео, оформление кабинетов); 

    Информационная культура учащихся и учителей растет. Приоритетным является в школе умение самостоятельно мыслить и добывать знания в безбрежном пространстве информационного поля. Именно информационные технологии организуют такое взаимодействие учеников и учителей, которое мотивирует и стимулирует на творческую, экспериментальную деятельность.
     Использование информационных технологий позволило видоизменить содержание, методы и формы воспитания.
 Результаты этих изменений можно увидеть в следующем:

- происходит формирование личности в процессе приобретения знаний, умений, навыков, а - не простого заучивания.
- интегрированное изучение предметов. 
- взаимодействие процессов обучения и воспитания.
- познание мира осуществляется в результате создания его модели.
     Применяя ИКТ, классный руководитель может готовить разнообразные материалы для использования непосредственно при проведении классного часа, родительского собрания. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями.
     Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в жизнь класса. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включённость.
Содержание и формы работы проекта :
     В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения, должен наполнять работу новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.
    Воспитательная работа классным руководителем может строиться в разных формах, но одной из главных форм был и остается классный час.
Классные часы разрабатываются по различным направлениям:
- духовно-нравственное,  
- интеллектуальное,
- гражданско-правовое,
- физическое,
- основы воспитания безопасности и здорового образа жизни,
- эстетическое,
- социальная адаптация,
- индивидуально-личностное воспитание школьников.

   Я считаю, что при решении задач в воспитании школьников по всем этим направлениям классному руководителю целесообразно использовать информационные технологии, ведь внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих подростков, способ разнообразия форм работы с учащимися, развитие творческих способностей, упрощение  процесса общения со школьниками, активизация воспитательной работы в новых условиях.
Использование ИКТ на классных часах способствует:

-развитию интереса ребенка к классному часу;
-развитию умений и навыков работы с информационными ресурсами;
-эффективному управлению внимания  учащихся;
-активизация познавательной деятельности;
-формированию навыков исследовательской работы;
-повышению информационной культуры
-усилению эмоционального воздействия

    Ученики приобретают опыт публичных выступлений, повышается самооценка, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
    Компьютеризация общеобразовательных учреждений на сегодняшний момент на высоком уровне, появилась возможность использовать ИКТ в организации классного коллектива, видоизменять содержание, методы и формы воспитания.
     На классных часах я применяю различные формы использования новых информационных технологий, а именно:

- презентации;
- интерактивные тесты;
- поиск и обработка информации в сети Интернет; 
- электронные ресурсы.
 
     Детям очень нравятся такие формы проведения классных часов, и они не только ждут, но и помогают их готовить.
Участники проекта
Участниками проекта являются учащиеся 7 класса
География проекта:
Омская область Большереченский район село Старокарасук школа
Проблема, решению которой посвящен проект:
Отсутствие у многих учащихся заинтересованности в участии во внеклассной работе
Цель и задачи проекта:

-развитие устойчивого интереса у учащихся к внеклассной работе
-выявление у учащегося способностей к оригинальному, нестандартному мышлению;
-развитие их творческих способностей;
-содействие в профессиональной ориентации.
Целевые группы, на которые направлен проект:
Учащиеся МОУ «Старокарасукская СОШ»
Ожидаемые результаты:

- 100% посещаемость классных часов
- Создание методической копилки классных часов в электронном виде (презентации)
- Участие учащихся в проектной деятельности
- Повышение информационной культуры учащихся
- Повышение заинтересованности в участии жизни класса
Критерии эффективности проекта:

- Практическая полезность информации
- Посещаемость занятий
- Постоянство интереса
- Познавательная активность
- Расширение кругозора. 
Апробация:

- Творческая работа в классе, включая работу на уроках
- Создание электронной документации
- Презентация, оформление, систематизация материалов. 
- Методические разработки, сценарии
Исполнители:

- Администрация школы
- Бушуева Юлия Юрьевна, учитель МОУ "Старокарасукская СОШ", классный руководитель 7 класса
- Тибогарова Ботагоз Эскардовна, учитель информатики МОУ "Старокарасукская СОШ", сетевой координатор

Comments (2)

On 21 февраля 2011 г. в 15:15 , karsosh комментирует...

Считаем этот проект современным, актуальным в связи с широким распространением Интернет - технологий. Желаем Юлии Юрьевне творческих успехов в реализации данного проекта.
с/у коллектив МОУ "Старокарасукская СОШ"

 
On 21 февраля 2011 г. в 19:53 , pavlovasa комментирует...

Спасибо, Юлия Юрьевна! Вы правы, роль классного руководителя неоценима. Это одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения.
Мы с любовью вспоминаем педагогов, с которыми связаны радостные или грустные минуты общения, тех, кто помог в решении проблем, в выборе жизненного пути. Личность воспитывается личностью. К ученику нужно идти вместе с ним, по-другому не получается. Ребята замыкаются, когда видят, что мы для себя интереснее, чем они для нас.
Успехов Вам и Вашим воспитанникам!

С уважением, Светлана Александровна Павлова,
ГОУ СОШ №156 Москва; "Дистанционный репетитор"