Мухина Фаина Федоровна, учитель математики. Адаптация обучающихся 5 класса при переходе из младшего звена в среднее звено обучения

    В центр своей педагогической деятельности ставлю личность обучаю­щегося с его учебными способностями, склонностями, интересами, системой ценностей. 
    В период  адаптации   учащихся  5 классов к новым условиям обучения в школе основной задачей учителей-предметников и классного руководителя, я считаю, является создание для  учащихся  атмосферы психологического комфорта и заботливой поддержки каждого ученика, поскольку от успешности адаптационного периода в значительной степени зависит направление и характер дальнейшего развития каждого обучающегося.


Тема проекта:    Адаптация обучающихся 5 класса при переходе из младшего звена в среднее звено обучения

Название и адрес образовательного учреждения: МОУ «Старокарасукская СОШ» с. Старокарасук, ул. Ленинградская 6, Большереченского муниципального района Омской области

Автор проекта: Мухина Фаина Федоровна, учитель математики

Сроки реализации: сентябрь 2010 – май 2011 гг



Цель: создание условий для  адаптации   учащихся  начальной школы при переходе в среднюю школу и успешного продолжения образования в 5-м классе

Задачи: - обеспечить  педагогические  и социально-психологические
                  условия, позволяющие  учащимся  «безболезненно» переходить с
                  одной ступени обучения на другую, успешно развиваться в школьной среде;
          - внедрять нетрадиционные формы урока;
          - обобщить результаты работы по проекту и разработать
             программу по адаптации обучающихся к новым условиям.

Субъекты деятельности в рамках реализации проекта:
-обучающиеся 5 класса;
-педагогический коллектив;
-классный руководитель 5 класса;
-родители обучающихся.


Объект деятельности:
Совместная деятельность учителя и обучающихся по адаптации обучающихся

Концептуальность:
В основу проекта по внедрению активных форм ведения урока положены труды:
- Ю.К. Бабанского. Педагогика;
- М.Н. Скаткина. Проблемы современной дидактики.
- Н.Н. Ворожищевой. Уроки в игровой форме.
- Н.Н. Ворожищевой. Технология разноуровнего обучения.
- Н.Н. Ворожищевой. Диагностика учения, воспитания и развития школьников.
- А.В. Емануилова и др. Конструирование учебных занятий.
- Идеи В.М. Лизинского и Л.В. Занкова.
 

В центр своей педагогической деятельности ставлю личность обучаю­щегося с его учебными способностями, склонностями, интересами, системой ценностей. 
В период  адаптации   учащихся  5 классов к новым условиям обучения в школе основной задачей учителей-предметников и классного руководителя, я считаю, является создание для  учащихся  атмосферы психологического комфорта и заботливой поддержки каждого ученика, поскольку от успешности адаптационного периода в значительной степени зависит направление и характер дальнейшего развития каждого обучающегося.


Актуальность:

Переход   учащихся  из начального в среднее звено школы - одна из  педагогически  наиболее сложных проблем, а период  адаптации  в 5-м классе - один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно, управлять деятельностью  учащихся , быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми
необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.

Гипотеза:

Реализация проекта должна обеспечить «безболезненную адаптацию», смягчить связанные с ним факторы негативного характера с целью координации, более эффективной организации учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогического сопровождения  учащихся  - выпускников начальной школы - при переходе их в среднее звено.

Критерии оценки ожидаемых результатов:

-личное осознание отношения обучающихся к своим потребностям и способностям;
-нахождение обучающимся «места для себя» в пространстве деятельности;
-способность обучающегося к раскрытию своих индивидуальных качеств, свободно  выражать свои мысли и чувства в процессе общения;
-стремление обучающегося к высокой оценке своей деятельности в овладении новым способом действия.



Этапы реализации проекта:

Этапы
Мероприятия
Методы
исследования
Подготовительный
(сентябрь 2010г.)
Задача:
Разработать содержания, формы и методы деятельности по созданию проекта


  1. Изучение материалов работы с детьми в начальной школе;
  2. изучение личных дел  учащихся;
  3. согласование норм оценок и требований к  учащимся;
  4. составление психолого-педагогической характеристики класса;
  5. составление программы сопровождения  учащихся  в адаптационный период.

Диагностика, анкетирование обучающихся
Практический
(конец декабря 2010 г.)
Задача:
Апробировать механизм реализации проекта

  1. Внедрение активных форм обучения;
  2. применение памяток в процессе обучения (на развитие памяти, мышления, внимания и.т.д);
  3. привлечение к сотрудничеству учителей-предметников;
  4. выполнение стартовой контрольной работы;
  5. взаимопосещения уроков.

Наблюдения,
диагностика,
обмен опытом,
контрольный срез
Заключительный
(январь-май 2011г)
Задача:
Обобщить и описать программу адаптации обучающихся 5 класса в среднем звене обучения
  1. Сравнительный анализ итогов диагностики на всех этапах проекта;
  2. Выявление противоречий и пробелов, определение путей их устранения;
  3. Обобщение результатов работы;
  4. Выступление с опытом работы на заседаниях МО учителей математики;
  5. Посещение уроков математики в 4 классе, с целью уточнения адаптационного потенциала обучающихся;
  6. Составление индивидуальной программы адаптации
Анкетирование обучающихся и родителей, контрольный срез

Схема управления проектом:


Comments (1)

On 14 февраля 2011 г. в 23:33 , Галина Малунова комментирует...

Считаю проект Мухиной Фаины Фёдоровны, учителя математики МОУ "Строкарасукская СОШ" продуманным, выполненным в соответствии с предъявляемыми требованиями. Проект можно использовать в любом образовательном учреждении. Рекомендую педагогу предложить свою работу на областной педагогический марафон. С уважением Малунова Г.А., учитель математики МОУ "Большереченская СОШ№2"