Мусаитова Т.Г., воспитатель МОУ «Уленкульская СОШ». «В ПОИСКАХ ПРОПАВШИХ СОКРОВИЩ».


    Вот почти и пролетел учебный год, как обычно быстро и незаметно… 
Ещё совсем немного времени — и позади останутся школьные экзамены, выпускной вечер. Кто-то уйдёт из школы навсегда, ну, а кому-то в сентябре вновь возвращаться в класс, оставив в памяти яркие летние каникулы.




МОУ «Уленкульская СОШ»




 «В ПОИСКАХ ПРОПАВШИХ СОКРОВИЩ»




Разработала: Мусаитова Т.Г., воспитатель,
МОУ «Уленкульская СОШ»
Большереченского района
Омской области


Уленкуль 2010


Актуальность
    Вот почти и пролетел учебный год, как обычно быстро и незаметно…
Ещё совсем немного времени — и позади останутся школьные экзамены, выпускной вечер. Кто-то уйдёт из школы навсегда, ну, а кому-то в сентябре вновь возвращаться в класс, оставив в памяти яркие летние каникулы. Как сделать их незабываемыми? Можем ли мы, взрослые, помочь ребятам организовать свой, почти самостоятельный, отдых? Можем. Поэтому мы выбираем вариант лагеря дневного пребывания при школе, так как он является одним из основных форм организации летнего отдыха детей в сельской местности. Для оздоровления своих детей в других лагерях района и области у сельских родителей нет ни средств, ни времени, тем более что дети на селе являются первыми помощниками в семье по хозяйству. Посещая детскую площадку при школе, ребенок не только не отрывается от семьи, но и находится под присмотром воспитателей, своевременно вкусно накормлен и занят интересными делами. Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках?! Начнем с того, что в лагере ребенок развивает умение находиться среди людей, и быть самим собой. Если в школе важны информационные отношения (ценность имеют знания, эрудиция, точность выполнения заданий), то в лагере на первый план выходит способность строить социальные отношения (коммуникабельность, практичность, мобильность, самоуважение и пр.). Эти навыки отрабатываются во время игр, совместных дел, конфликтов и примирений, да и просто бытования. Кстати: при этом шлифуются важнейшие для коммуникации невербальные элементы поведения, которые нельзя выучить и искусственно разыграть — они должны идти «от сердца», из подсознания, из реального опыта переживаний.
Кроме того, в лагере ребенок приобретает новых союзников в лице взрослых. Происходит конструктивное сотрудничество (а не противостояние) разных иерархических уровней коллектива. Не секрет, что в школе учителя и ученики обычно пребывают «по разные стороны баррикад». В лагере столь же часто взрослый наставник, вожатый, преподаватель становится ребенку товарищем. А ведь общение с взрослыми разнообразного статуса и рода занятий необходимо для нормальной социализации человека, для становления гендерного поведения. В нашей жизни этого разнообразия явно не достаточно. Кто составляет круг общения современных сельских детей? Родители, учительница…Возникший дефицит примеров взрослого поведения порой восполняют «педагоги» из криминальной среды или телевизор. А в лагере ребенок не просто общается, но проживает некий период своей жизни рядом со многими взрослыми, представляющими в целом позитивный пример для подражания. Особенно важен этот контакт для детей с социально-психологическими проблемами, для тех, у кого неполные семьи, кто перенес травму, испытал стресс. Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске, снова плохую отметку поставят, потребуют дневник, а потом дома – родительская разборка.
     Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.
Исходя из того, что в этом году исполняется 65 лет со дня Победы в Великой Отечественной Войне. В лагере предусмотрено проведение мини-концертов по улицам села для ветеранов и тружеников тыла. Эти мини-концерты направлены на то, чтобы наши дети знали, помнили и уважали тех людей, которые защищали нас, и, победив в ВОВ, подарили нам синее небо над головой.




Цель проекта:
Организация разносторонне-развивающего отдыха для детей и подростков с использованием воспитательного и здоровьенесущего лета, формирование патриотического сознания школьников.
Задачи:

- Организовать полноценное рациональное питание;
- Организовать интересный, познавательный и увлекательный досуг;
- Развитие двигательной активности;
- Познакомить детей с трудовым подвигом наших односельчан в годы войны;
- Воспитывать любовь к родному селу и их жителям;
- Поддерживать связь с родителями;
- Учить детей высказывать свои мнения и делать выводы (каждый день вести дневник) (Приложение № 3)
Механизм реализации проекта:
Проект реализуется в условиях лагеря дневного пребывания детей на базе МОУ «Уленкульская СОШ» и рассчитана на 18 дней (июль).
Проект реализуется по этапам:
I этап - Подготовительный этап:
- разработка, согласование и утверждение проекта;

- подбор кадров;

- приём заявлений от родителей и комплектование отрядов с учетом возраста;

- утверждается план с социальными партнерами.
II этап - Организационный этап
- в соответствии с проектом проводятся массовые мероприятия, экскурсии и т.д.;

- осуществляется медицинское обследование детей в установленном порядке;

- создание условий для реализации способностей каждого ребенка.
III этап - Итоговый этап
- подведение итогов смены;

- медицинский и педагогический анализ результатов;

- на основе предложений родителей и пожеланий детей прогнозировать развитие летнего оздоровления на следующий год.

К работе лагеря привлекаются:

- учителя начального звена, среднего звена;

- учитель физкультуры;

- библиотекарь;

- руководитель школьных музеев;

- технический персонал.
Лагерь сотрудничает с:

- центром татарской культуры;
- сельской библиотекой;
- мечетью.
Ожидаемые результаты:

- укрепление здоровья;

- развитие интереса к занятиям физкультурой и спортом;

- укрепление отношений между детьми разных возрастов;

-

Приложение № 1
Календарный план работы смены


День
Мероприятия
День первый -
«День знакомств»
Линейка «Здравствуй, лагерь!»
Медосмотр
Формирование отрядов
Игры-состязания
День второй –
«Приключения начинаются»
Линейка
Минутка здоровья
Конкурс рисунков на асфальте «Лето, лето, лето…!»
Театр миниатюр
Веселые старты
День третий -
«День улыбки»
Линейка
Минутка здоровья
Праздник улыбки
Юмористическая викторина
Творческие игры
День четвертый -
«День памяти»
Линейка
Минутка здоровья
Экскурсия в музей (Выступление руководителя музея «Участники войны – наши земляки»)
Выставка рисунков «Нет войне!»
День пятый -
«День здоровья»
Линейка
Минутка здоровья
«Да здравствует чистофета!»
Игра «Чудодейственное лекарство»
Подготовка ко Дню Улиц
День шестой -
«День улиц»
Линейка
Минутка здоровья
Концерт на улицах Советов, Приозерная
Экскурсия в мечеть
Подвижные игры
День седьмой -
«День свежего воздуха»
Линейка
Минутка здоровья
Закоулочная экскурсия
 Школа мяча (игры с мячом)
Подготовка к Летнему Новому Году
День восьмой -
«Летний Новый Год»
Линейка
Минутка здоровья
Летний Новый Год
Забавные игры
Подготовка ко Дню улиц
День девятый -
«День улиц»
Линейка
Минутка здоровья
Концерт на улицах Солнечная, Зеленая и Новая
Экскурсия в сельскую библиотеку
День десятый -
«День музыки»
Линейка
Минутка здоровья
Музыкальный стартинейджер
Оранжевая дискотека
Игры на воздухе
День одиннадцатый -
«День всезнайки»
Линейка
Минутка здоровья
Интеллектуальное казино
Викторина «Кто больше знает?»
Подготовка ко Дню улиц
День двенадцатый -
«День улиц»
Линейка
Минутка здоровья
Концерт на улицах Гагарина, Мусы Джалиля
Экскурсия в татарский центр 
День тринадцатый -
«День девочек»
Линейка
Минутка здоровья
Конкурс «Мисс очарование»
Игра «Стилист»
Экскурсия по музеям школы
День четырнадцатый -
«День мальчиков»
Линейка
Минутка здоровья
 «А, ну-ка мальчики»
Велогонки
Игры на воздухе
Подготовка ко Дню улицы
День пятнадцатый -
 «День улиц»
Линейка
Минутка здоровья
Концерт на улицах Лесная, Советов
Экскурсия в музей татарской культуры
День шестнадцатый -
«День чудес»
Линейка
Минутка здоровья
Необыкновенный концерт
Карнавал шляп
День семнадцатый -                          
«День друзей»
Линейка
Медосмотр
Концерт «Ромашка»
Конкурс «Самые веселые, самые находчивые»
День восемнадцатый –
«В поисках сокровищ».
Закрытие лагеря
Линейка
Минутка здоровья
 «Сокровища зеленого сундука» (поиск клада)
Праздничный обед
Дискотека

Приложение №2
Режим дня


 8:30-9:00          Прием детей.
9:00-9:15           В это время по порядку,
                          Все ребята на зарядку.
9:15-9:45          После зарядки умойся,
                         На линейку быстро стройся.(зарядка, минутка здоровья)
9:45-10:15       Все за стол, узнать пора,
                         чем богаты повара.
10:15-11:15     Кто куда: на луг, в поход,
                         в лес, на пруд, на огород.
11:15-13:00     Мероприятия по плану (подготовка к мероприятиям,
                        праздники, игры).
13:00-13:30     У мальчишек и девчонок
                         за столом серьезный вид
                        Посмотрите, сразу виден
                        наш хороший аппетит.
13:30-14:30     Не грустят в семействе нашем:
                        мы  поём, рисуем, пляшем,
                        мастерим, умеем шить –
                        все занятия хороши (занятия к кружках).
14:30             Отправление домой.

Приложение № 3
Дневник отряда
Дневник – это регулярные записи о текущих событиях, впечатлениях. Дневник отряда – это и интересное времяпрепровождение, и общее дело, и простор для творчества.
Варианты дневников:
Правила ведения дневника
     Все, что только захотите:
     В рисунках или коллажах,
     В письмах, комиксах, стихах,
     В схемах, ребусах, таблицах,
     В разных символах и лицах!
Скука, занудство здесь вовсе не к месту.
    И с запятыми, конечно, дружите!
    Даты проставьте везде обязательно!


Список использованной литературы:

1. Ананьева Н.Д. Перспективная программа воспитательной  работы с классом // Классный руководитель.-2001. - №7.- С.11-35.
2. Кротова К. Горбачева М., Кутнаев М. Летний отдых: мифы и реальность // Народное образование. – 2004. - №3. – С.168-173)
3. Ефремов К. Образовательный потенциал загородных лагерей // Народное образование. - 2004. - №3.- С. 90-95.)
4. Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых организаций. М., 1996.
5. Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2003
6. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.