Лиманская Елена Владимировна, учитель начальных классов МОУ  «Большереченская основная общеобразовательная школа». Ранняя профилактика химической зависимости среди детей 9-12 лет.


             Сегодня проблема, связанная с сохранением здоровья подрастающего поколения, стала вопросом государственной важности, так как современные школьники представляют собой основной трудовой потенциал населения, здоровье которого- индикатор благополучия страны. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждает статистика показателей здоровья, характеризуется ростом заболеваемости, увеличением числа юных курильщиков, массовым потреблением подростками пива, не решенной пока токсикомании и наркомании.

           Каждый педагог считает своим долгом научить ребёнка грамотно писать и решать задачи повышенной сложности; познакомить с историей своей страны и основными законами физики. Но  многие педагоги не задумываются над тем, что семнадцатилетний подросток,  покидая стены родной школы, выходит в мир взрослых неподготовленным к его восприятию, к дальнейшему становлению и взрослению собственной личности. Отсюда возникновение проблем, которые связаны с нездоровым образом жизни, с незнанием страшных опасностей нашего века, наносящих непоправимый вред молодому организму, с неумением построить межличностные отношения и, как следствие, с неумением создать крепкую здоровую семью.
          Отсутствие информации по вопросам рационального питания, правилам личной гигиены; непонимание важности приобретения навыков адекватного поведения в экстремальных ситуациях, пользы занятий спортом и, конечно, невнимание к своему здоровью, физическому, нравственному и психологическому,- всё это разрушает жизнь человека, не давая ему возможность самореализоваться.
           Сегодняшний школьник не должен черпать информацию из подозрительных источников: у ненадёжных приятелей, в низкопробных фильмах.
Что же делать в условиях, когда масштабы и темпы распространения наркомании, токсикомании, алкоголизма, детской пивной зависимости приняли в России характер национального бедствия?
Недостатки физиологического и нравственного развития молодого поколения особенно видно в школе. Что отмечают педагоги, врачи,  родители и учащиеся старших классов: заболеваемость детей и подростков возросла практически в 2 раза; число здоровых детей примерно 25 %, особое внимание обращает на себя рост социально обусловленных заболеваний среди  подростков: табакокурение и  алкоголизм.
В результате опросов, проводимых среди подростков, были выявлены такие факторы, способствующие ухудшению здоровья: курение и употребление пива, злоупотребление компьютером, нездоровое питание, недосыпание, большая учебная нагрузка, недостаточное пребывание на свежем воздухе, нерегулярные занятия спортом.
                             Методы исследования:
1.Анализ материалов СМИ, научной литературы.
2.Встречи с компетентными специалистами (педагоги, медики, психологи, социальные педагоги)
3.Анкетирование.
4.Социологический опрос.
5.Игровой тренинг.

Из данной проблемы обозначилась тема работы « Ранняя профилактика химической зависимости среди детей 9-12 лет».
               Цель: формирование здорового стиля жизни и стратегий поведения, препятствующих злоупотреблению психоактивных веществ, возникновению зависимости у подростков.
               Гипотеза. Если помочь детям и подросткам приобрести навыки, позволяющие эффективно решать жизненные задачи (поиск своего жизненного пути, собственной идентичности, приобретение друзей), то повысится школьная и социальная адаптация и  уровень личностного развития.
               Объект исследования: химическая зависимость детей 9-12 лет
                Предмет исследования: пропаганда здорового стиля жизни, как
 фактор, препятствующий злоупотреблению психоактивных веществ.
                Задачи:
-Формировать положительный образ физического «Я».
-Улучшить психологическое самочувствие (активность, настроение) при
 взаимодействии с другими людьми.
-Снизить тревожность, возникшую вследствие негативного отношения.
-Развить навыки и умения, необходимые для уверенного поведения, для
преодоления затруднений в учёбе, других видах деятельности.
-Тренировать навыки общения, обучать приемлемому реагированию в стрессовых ситуациях и умению корректировать своё поведение.
                             
Ожидаемые результаты:
1.Снижение заболеваемости, устойчивость к стрессовым ситуациям, сохранение и укрепление здоровья школьников.
2.Снижение интереса к психоактивным веществам (мониторинг).
3.Осознание школьниками необходимости разумного проведения досуга
4.Повышение внимания детей и подростков к вопросам здоровья и здорового образа жизни.
                               Концептуальные положения:                             
Здоровье-это приоритет. Всё имеет смысл, пока мы здоровы. Твоё здоровье - в твоих руках.
Осознанно вредить своему здоровью - глупо. Объяви войну вредным привычкам.
Физическое и психологическое здоровье неразделимы. Выбери активную жизненную позицию: найди себя в спорте, творчестве, науке. Не будь равнодушным!
Все лучшие качества развиваются там, где есть творческое отношение к жизни.
                                               Мероприятия.
1.Сбор и анализ информации по данной проблеме (сентябрь).
2. Организация проведения программы по ранней профилактике химической
зависимости для детей возрастной группы 9-12 лет «Навыки жизни» (см. Приложение )    (октябрь-май).
     Основным принципом построения программы является строгий учёт особенностей ребёнка.
      Основными психологическими пространствами, в которых пребывает подрастающая личность, являются семья, школа, улица (двор) и суррогатные ТВ, видео, компьютерные игры.
      Срок внедрения программы составляет 8 месяцев. Занятия проводятся во внеурочное время, одно занятие в неделю. Всего-33 занятия, продолжительность одного составляет 25-35 минут.
3.Оценка эффективности программы (анализ по сравнению с контрольной группой, например, классом из соседней школы). Нижняя граница эффективности должна быть не менее 25%.(Последняя неделя мая)
4. Оповещение результатов проекта в СМИ (газета «Диалог»), дать рекламу на телевидении (антипропаганду) в виде сюжета или стихотворения (телеканал «Большереченский») (май)
5. Проведение  «Викторины- праздника  весёлых и находчивых» (конец мая)
                                 Нормативно – правовая база
                      Конвенция о правах ребенка.
  Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года
Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990года
Статья 23. «Каждый, даже не совсем здоровый ребенок имеет право на полноценную жизнь»
Статья 32. «Детям, не достигшим определенного возраста,  не разрешается работать, т.к. это может принести вред здоровью или помешать образованию ребенка»
Статья 33. «Государство принимает меры, чтобы защитить детей от употребления наркотиков, не допускать детей к производству наркотических средств»
          Конституция Российской Федерации
              Принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием.
Статья 41. 1.Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
2. В Российской Федерации …поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно – эпидемиологическому благополучию.

                                                                       Список литературы.
1.Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М.:Ось-89, 2005.
2.Зарецкая Л.В. Обучение через общение. Интерактивные технологии ведения уроков-тренингов в ОУ: Методическое пособие. М.,2001.
3.Зарецкий В.В., Портянская Л.Л. Основы групповой работы при организации и проведении тренинга профилактики злоупотребления ПАВ среди подростков и молодёжи: Методическое пособие. М.,2001.
4.Соловьёв А.В. Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 2-12 лет. М., 2000.
5.Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис,2002.
6. Интернет - источники.
                                      Приложение.
                                  «Навыки жизни»
Занятие № 1.  Знакомство. Цель: развитие навыков правильного знакомства.
Занятие №2. Основные нормы взаимоотношения в группе. Цель: установление норм поведения учащихся в группе.
Занятие №3. Умение слушать. Цель:  формирование у детей способности выслушивать друг друга.
Занятие №4. Виды и формы общения. Цель:  формирование навыков правильного повседневного общения.
Занятие №5. Слова-паразиты. Цель:  формирование негативного отношения к использованию в речи сквернословия и нецензурных выражений.
Занятие №6. Умение начинать, поддерживать и прекращать разговор. Цель: формирование навыков ведения диалога.
Занятие №7. Агрессивность, неуверенное поведение и уверенное поведение. Цель: обучение навыкам распознавания и преодоления собственной агрессивности.
Занятие №8. Сопротивление давлению со стороны. Цель: обучение навыкам сопротивления давлению со стороны кого-либо.
Занятие №9.Умение сказать «нет». Цель: отработка навыка отказа.
Занятие №10. Стресс. Способы борьбы с ним. Цель: выработка навыков поведения в критических ситуациях и выхода из них с наименьшими потерями.
Занятие № 11. Отрицательные эмоции. Как справиться с гневом. Цель: выработка навыков  совладения со своими отрицательными эмоциями.
Занятие №12. Критика, навыки критического мышления.  Цель: выработка навыков поведения при обращённой на вас критике, умение критиковать, навыки критического мышления.
Занятие №13. Умение принимать решения. Цель: выработка умения принимать правильные решения.
Занятие №14. Поведение в конфликтной ситуации. Разрешение конфликта путём совместного принятия решения.  Цель: установление признаков конфликтной ситуации, обучение совместному разрешению конфликта.
Занятие №15. Я особенный и я себя уважаю. Цель: формирование устойчивой самооценки.
Занятие №16. Как подружиться. Цель: формирование умения завязывать дружеские отношения.
Занятие №17. Как поддерживать дружбу. Цель: обучение навыкам поддержания дружеских отношений.
Занятие №18. Как пережить потерю друга. Цель: формирование умения переживать потерю друзей ( разрыв дружеских отношений).
Занятие №19. Как прервать нежелательную дружбу. Цель: формирование умения отличать дружбу от нежелательных взаимоотношений.
Занятие №20. Взаимоотношения с родителями и взрослыми. Цель: формирование некоторых навыков установления добрых взаимоотношений с родителями и с другими взрослыми.
Занятие №21. Перед тобой незнакомец. Цель: развитие у ребёнка навыков критического восприятия незнакомых взрослых.
Занятие №22. Умение отвечать за себя. Цель: формирование умения отвечать за свои поступки.
Занятие №23.Что такое наркотики. Цель: формирование у подростка отрицательного отношения к первой пробе любого наркотика.
Занятие №24.ТВ, видео, компьютерные игры. Цель: формирование критического отношения к информации, подаваемой с экрана телевизора, дисплея компьютера.
Занятие №25. Правильное и неправильное использование медикаментов. Цель: формирование умения правильно принимать лекарства.
Занятие №26. Наркотики: употребление, злоупотребление, болезнь. Цель: разъяснение опасности возможного приобщения к наркотикам.
Занятие №27. Употребление табака. Цель: формирование осознанного негативного отношения к курению.
Занятие №28. Алкоголь. Цель: выработка негативного отношения к употреблению алкоголя.
Занятие №29. Наркотики. Цель: формирование навыка отказа от первой пробы предлагаемого наркотика.
Занятие №30. Токсические вещества. Цель: формирование умения распознавать токсические вещества, сказать «нет» на предложение «что-то» попробовать.
Занятие №31. Особенности поведения и черты личности тех, кто употребляет наркотики. Цель: формирование навыка безопасного поведения (противостояния контактам с людьми,  употребляющими наркотики).
Занятие №32. Никогда не пробовать и не употреблять наркотики - хорошо. Цель: формирование устойчивого убеждения, что не употреблять наркотические вещества – хорошо.
Занятие №33. Заключительное занятие: «Викторина весёлых и находчивых»