Шарыгина Л. Г., заместитель директора по воспитательной работе
МОУ «Чебаклинская СОШ». Школа как воспитательная система формирования
общечеловеческих ценностей у обучающихся
(Воспитательная программа «Со – действие»)
Актуальность разработки программы обусловлена следующими факторами:
- Расширением неблагоприятной среды социального пространства, оказывающей негативное воздействие на сознание и чувства подрастающего поколения
- Разрушением и девальвацией системы традиционных ценностей, преемственности поколений и обострение социальных противоречий в обществе.
- Ростом нигилизма, усилением бездуховности, падением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения.
- Вестернизацией общественного сознания, внедрением чуждых ценностей, вытесняющих отечественную историю, культуру, традиции.
Цель:
Формирование основ базовой культуры личности обучающихся в процессе
разнообразных видов совместной деятельности участников образовательного
(воспитательного) процесса.
Задачи:
1. Изучить социальное окружение обучающихся с целью выявления ценностей и идеалов, лежащих в основе семейного воспитания.
2. Создать духовно – наполненную образовательную среду жизнедеятельности, способствующей воспитанию социально адаптированной личности.
4. Создать условия для развития индивидуальности и творческих способностей личности, выявить и поддержать лидеров.
Основные концептуальные положения программы:
3.Концепция гуманно – демократической воспитательной системы (В.А.Караковский): «Школа как воспитательная система, прививающая незыблемые ценности:
- Земля – общий дом человечества.
- Малая родина.
- Семья – естественная среда развития личности
- Труд – основа человеческого бытия.
- Культура – великое богатство человека
- Человек – абсолютная ценность».
Педагогические условия реализации программы:
- Изучение и использование передового педагогического опыта по воспитанию учащихся
- Изучение и внедрение диагностических методик в практику образовательно - воспитательного процесса
- Совместное планирование работы
- Создание комфортного микроклимата
- Активное привлечение родителей в ход воспитательного процесса классного коллектива.
- Создание ситуации успеха и преодоление ситуации неуспеха
- Индивидуальный и дифференцированный подход к личности
1.Ученическое самоуправление и школьная организация.
Смысл ученического самоуправления в современной школе заключается в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. Участие в самоуправлении поможет им сформировать у себя навыки демократизма, умение самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их, совершенствовать организаторские способности. Возможности самоуправления:
- Обеспечение совместного решения взрослыми и детьми вопросов функционирования и развития школы.
- Предоставление коллектива для участия в коллективной творческой деятельности, мероприятиях школы и района.
- Развитие педагогической и ученической инициативы.
- Создание условий для профессионального самоопределения детей.
- Представление и защита интересов отдельных школьников и ученических групп.
В качестве органа ученического самоуправления в нашей школе выступает школьная организация « Планета детства».
2. Критерии развития организации:
1. Групповая направленность, под которой понимается социальная ценность принятых всемицелей, мотивов деятельности, групповых норм. Основой группового сознания, определяющегонаправленность, является гуманность принимаемых норм отношений. Особую роль в формиро-вании социальных норм играет позиция лидера организации, группы.
2. Способность к самооценке и самоуправлению. 3. Подготовленность к совместной деятельности.
4. Интеллектуальная коммуникативность - процесс межличностного восприятия и установления
взаимопонимания, нахождения общего языка, способность понимать друг друга с « полуслова».
5. Эмоциональная коммуникативность – межличностные связи эмоционального характера, умение
радоваться и огорчаться вместе, делиться своими переживаниями.
6. Волевая коммуникативность – способность совместно противостоять трудностям и препятствиям,
стрессоустойчивость, надёжность в экстремальных ситуациях.
3. Направления воспитательной работы в школе:
Гражданско-патриотическое направление «Я - Человек и Моя Родина».
Направление включает в себя воспитание осознания учащимися причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему; воспитание интереса к истории родного края и Отечества, расширение знаний о героях Великой Отечественной Войны, работниках тыла; воспитание правовой культуры и законопослушания, высокой нравственности и общей культуры поведения, чёткой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению народу и обществу. Формирование у личности тех черт, которые позволят ей быть полноценным участником общественной жизни, чувства собственного достоинства, дисциплинированности, выработка активной жизненной позиции. (Рисунок №1)
Формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий, процессов в обществе и государстве, ознакомление с основными законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина Российской Федерации.
Духовно – нравственное направление «Я и моё место в обществе»Это направление направлено на развитие у школьников нравственных и этических норм жизни, формирование правил поведения, изучение правовой культуры. Важна деятельность по созданию правового всеобуча учащихся и родителей, формирование в школьном коллективе детей и взрослых уважительного отношения к правам друг друга, формирование качеств, от которых зависит культура поведения, культура труда и общения. Усвоение понятий «настойчивость», «долг», «сдержанность», «управление собой», «порядочность».
Историческое направление «Я и история моего Отечества».
Познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, своей неразрывности с ней, гордость за сопричастность к деятельности предков и современников, историческая ответственность за происходящее в обществе и государстве. Изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций нашего народа, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны. (Рисунок № 2)
Работа по данному направлению осуществляется посредством формирования экологического поведения, обеспечивающего сохранения на Земле природы и человека, их, взаимодействия, создаёт условия для трудовой деятельности. (Приложение 3)
Воспитательная деятельность по данному направлению реализуется в процессе развития самотворчества и самостоятельности, в выявлении и реализации творческих способностей, наклонностей учеников, в вовлечении их в разнообразную творческую деятельность, в приобщении к национальным традициям и обычаям.
II. Обновление ФГОС.
1.Познавательная деятельность «Я и школа»
Учебно – воспитательная работа по данному направлению предполагает формирование у обучающихся эмоционально-положительного отношения к учёбе, знаниям, науке, людям интеллектуального труда, культуры знаний, построение личностно-ориентированного содержания образования, создание имиджа и атмосферы познавательного комфорта школы, активной работы по созданию « Портфолио».
2. Взаимодействие с культурно – образовательными учреждениями «Я и социум».
Деятельность по данному направлению включает в себя изучение возможностей взаимодействия и развитие культурных связей, совершенствование коллективной и индивидуальной работы на территории поселения. (Рисунок №4)
Работа в данном направлении строится в процессе создания условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в их воспитании стремления к здоровому образу жизни. (Рисунок №5)
Этапы реализации программы.
Реализация программы рассчитана на 5 лет. Достижение цели будет осуществляться по нескольким направлениям через реализацию плана мероприятий программы.
Ожидаемые результаты.
Рост профессиональной компетентности педагогов в вопросах осуществления воспитательной деятельности по данной программе
Формирование ценностных установок и жизненных приоритетов, интеллектуальной культуры, широкого кругозора и любознательности у обучающихся.
Проявление у учащихся индивидуальных особенностей
Развитие инициативности и самостоятельности детей при организации разносторонней жизни детского коллектива.
09:09 |
ярлыки: |
0
Отправить комментарий
Comments (0)