Шарыгина Л. Г., заместитель директора по воспитательной работе
МОУ «Чебаклинская СОШ». Школа как воспитательная система формирования
общечеловеческих ценностей у обучающихся 
(Воспитательная программа «Со – действие»)

              Актуальность разработки  программы обусловлена следующими факторами: 




  • Расширением неблагоприятной среды социального пространства, оказывающей негативное воздействие на сознание и чувства подрастающего поколения 

  •  Разрушением и девальвацией системы традиционных ценностей, преемственности поколений и обострение социальных противоречий в обществе. 

  •  Ростом  нигилизма, усилением бездуховности, падением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения.

  •   Вестернизацией общественного сознания, внедрением чуждых ценностей, вытесняющих отечественную историю, культуру, традиции.
Цель:
   Формирование  основ базовой культуры личности обучающихся в  процессе 
разнообразных видов совместной  деятельности участников образовательного
(воспитательного) процесса.  
 
Задачи:
1. Изучить  социальное  окружение обучающихся  с целью выявления ценностей и идеалов, лежащих в основе семейного воспитания.
2.  Создать духовно – наполненную образовательную среду жизнедеятельности, способствующей воспитанию социально адаптированной личности.
4.  Создать условия для развития  индивидуальности и творческих способностей личности, выявить  и поддержать лидеров.
Основные концептуальные положения  программы:
3.Концепция гуманно – демократической воспитательной системы (В.А.Караковский): «Школа как воспитательная система, прививающая незыблемые ценности:


  • Земля – общий дом человечества.

  • Малая родина.

  • Семья – естественная среда развития личности

  • Труд – основа человеческого бытия.

  • Культура – великое богатство человека

  • Человек – абсолютная ценность».
 Педагогические условия реализации программы:


  • Изучение и использование передового педагогического опыта по воспитанию учащихся

  • Изучение и внедрение диагностических методик  в практику образовательно - воспитательного процесса      

  • Совместное планирование работы

  • Создание комфортного микроклимата

  • Активное привлечение родителей в ход воспитательного процесса классного коллектива.

  • Создание ситуации успеха и преодоление ситуации неуспеха

  • Индивидуальный и дифференцированный подход к личности
 I. Содержание воспитательной работы.
1.Ученическое самоуправление и школьная организация.
Смысл ученического самоуправления в современной школе заключается  в обучении всех детей ос­новам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. Участие в самоуправлении поможет  им сформировать у се­бя навыки демократизма, умение самостоятельно действовать, нестан­дартно мыслить, принимать решения и осуществлять их, совершенствовать организаторские способности. Возможности самоуправления:


  • Обеспечение совместного решения взрослыми и детьми вопросов функционирования и развития школы.

  • Предоставление коллектива для участия в коллективной творческой деятельности, мероприятиях школы и района.

  • Развитие педагогической и ученической инициативы.

  • Создание условий для профессионального самоопределения детей.
  • Представление и защита интересов отдельных школьников и ученических групп.
В качестве органа ученического самоуправления в нашей школе выступает школьная организация « Планета детства».
 
2.  Критерии развития организации:

1. Групповая направленность, под которой понимается социальная ценность принятых всеми 
целей, мотивов деятельности, групповых норм. Основой группового сознания, определяющего
направленность, является гуманность принимаемых норм отношений. Особую роль в формиро- 
вании социальных норм играет позиция лидера  организации, группы.
2. Способность к самооценке и самоуправлению. 3. Подготовленность к совместной деятельности.
4. Интеллектуальная коммуникативность  -  процесс межличностного восприятия и установления
  взаимопонимания, нахождения общего языка, способность понимать друг друга с « полуслова».
5. Эмоциональная коммуникативность – межличностные связи эмоционального характера, умение
  радоваться и огорчаться вместе, делиться своими переживаниями. 
6. Волевая коммуникативность – способность совместно противостоять трудностям и препятствиям,
 стрессоустойчивость, надёжность в экстремальных  ситуациях.  


3. Направления воспитательной работы в школе:
Гражданско-патриотическое направление «Я - Человек и Моя Родина».
Направление   включает в себя воспитание осознания учащимися  причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему;   воспитание интереса к истории родного края и Отечества, расширение  знаний о героях Великой Отечественной Войны, работниках тыла;  воспитание  правовой культуры и законопослушания, высокой нравственности и общей культуры поведения, чёткой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению народу и обществу.  Формирование у личности тех черт, которые позволят ей быть полноценным участником общественной жизни, чувства собственного достоинства, дисциплинированности, выработка активной жизненной позиции. (Рисунок №1)
   Политико-правовое направление « Я и закон».
Формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий, процессов в обществе и государстве, ознакомление с основными законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина Российской Федерации.
Духовно – нравственное    направление «Я и моё место в обществе»Это направление направлено  на развитие у школьников нравственных и этических норм жизни, формирование правил поведения, изучение правовой культуры.  Важна  деятельность по созданию правового всеобуча учащихся и родителей, формирование в школьном коллективе детей и взрослых уважительного отношения к правам друг друга, формирование качеств, от которых зависит культура поведения, культура труда и общения. Усвоение  понятий «настойчивость», «долг», «сдержанность», «управление собой», «порядочность».
Историческое направление «Я и история моего Отечества».
Познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, своей неразрывности с ней, гордость за сопричастность к деятельности предков и современников, историческая ответственность за происходящее в обществе и государстве. Изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций нашего народа, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны. (Рисунок № 2)
Трудовое и экологическое направление « Я и мой труд. Я и природа»
Работа по данному направлению осуществляется посредством формирования экологического поведения, обеспечивающего сохранения на Земле природы и человека, их, взаимодействия, создаёт условия для трудовой деятельности. (Приложение 3)
Художественно – эстетическое направление « Я и мир прекрасного».
Воспитательная деятельность по данному направлению реализуется в процессе развития самотворчества и самостоятельности, в выявлении  и реализации  творческих способностей, наклонностей учеников, в  вовлечении их в разнообразную творческую деятельность, в приобщении к национальным традициям и обычаям.
II. Обновление ФГОС.
1.Познавательная деятельность  «Я и школа»
      Учебно – воспитательная работа по данному направлению  предполагает формирование у обучающихся эмоционально-положительного отношения к учёбе, знаниям, науке, людям интеллектуального труда, культуры знаний, построение личностно-ориентированного содержания образования, создание имиджа и атмосферы познавательного комфорта школы, активной работы по созданию « Портфолио».
2. Взаимодействие с культурно – образовательными учреждениями «Я и социум».
Деятельность по данному направлению включает в себя  изучение возможностей  взаимодействия и развитие культурных связей,  совершенствование коллективной и индивидуальной работы на территории поселения.  (Рисунок №4)
3.Физкультурно – оздоровительная работа « Я и моё здоровье».
    Работа в данном направлении строится в процессе создания условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в их воспитании стремления к здоровому образу жизни. (Рисунок №5)
Этапы реализации программы.
 Реализация программы рассчитана на 5 лет. Достижение цели будет осуществляться по нескольким направлениям через реализацию плана мероприятий программы.
Ожидаемые результаты.
Рост профессиональной компетентности педагогов в вопросах осуществления  воспитательной деятельности по данной программе
Формирование ценностных установок и жизненных приоритетов, интеллектуальной культуры, широкого кругозора и любознательности у обучающихся.
Проявление у учащихся индивидуальных особенностей
Развитие инициативности и самостоятельности детей при организации разносторонней жизни детского коллектива.