Орлова Ольга Федоровна, учитель русского языка и   
литературы МОУ «Большереченская СОШ №2»


Введение
      Происходящее в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности творческой инициативой, навыка самостоятельного продвижения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального усиления ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
  Сегодня всё более очевидны, становится тот факт, что социальный прогресс во многом зависит от того, какое количество творческих людей способны его осуществить. Именно от степени развитость в человеке творческого начала зависит развитие науки, техники, производства.

Тема проекта
Исследовательская деятельность по русскому языку и литературе в школе
                  Автор: Орлова Ольга Федоровна
                  учитель русского языка и  литературы
                  МОУ «Большереченская СОШ №2»
                  Большереченского муниципального
                  района Омской области.                                                                                             


Актуальность
  Огромное значение для развития творческих способностей учащихся имеет хорошо
организованная и систематизированная исследовательская работа, которая связана с
решением творческой, исследовательской задачи.
  Необходимо создавать ученику не только возможные условия для проявления его творческого начала, но и поддерживать его стремление к творчеству постоянно.


Цель
  Помочь учащимся наиболее полно раскрыть свои способности в исследовательской деятельности по русскому языку и литературе.


Задачи

- дать учащимся возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и склонностей;
- расширить кругозор учащихся в области отечественной и зарубежной литературы;
- включить учащихся в процесс самообразования и саморазвития;
- привить вкус к исследовательской деятельности, потребности к серьёзной и долгосрочной мыслительной работе;
- учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию;
- определить результативность исследовательской деятельности.


Основные направления исследовательской деятельности по русскому языку и литературе.


- включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся;
- обучение учащихся работе с научной литературой, формирования культуры научного исследования;
- организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе работы учащихся над исследованиями. 

Сроки реализации.

2010 – 2016


Этапы исследовательской деятельности

- I – подготовительный (5-6классы)
- II – развивающий (7 – 8 классы)
- III – исследовательский (9 – 11 классы)


I – подготовительный (5-6 классы)
  Предполагает формирование у учащихся навыков быстрого чтения, обучения их работе с учебником и словарями.
  На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательного интереса и выявление способных к творчеству учеников.


II – развивающий (7 – 8 классы)
  Предполагает совершенствование у учащихся навыков научной работы, расширения кругозора.
   В процессе занятий ученики осваивают специфику работы с первоисточниками,
приобщаются к осмыслению научно-исследовательской деятельности.


III – исследовательский (9 – 11 классы)
  Предполагает научно-исследовательскую деятельность учащихся в ходе которого ведется разработка и написание проектов (рефератов).


Формы и содержание работы исследовательской деятельности.


- составление программы и темы исследования;
- выступление с сообщениями по теме в классе;
- подготовка творческих работ и их публикация;
- выступление на научно-практических конференциях;
- диагностика учащихся;
- проведение групповых и индивидуальных консультаций.

Критерии оценки ожидаемых результатов.


Навыки и умения:

- умение и желание учиться, расширяя свои знания  и применяя их на практике;
- анализировать и познавать русскую и зарубежную литературу, русский язык;
- повышение качества исследовательских работ; 
- развитие исследовательских и коммуникативных умений учащихся.
Знания:

- овладение широким кругом дополнительных знаний по русскому языку и литературе;
- повышение мыслительной деятельности учащихся.


Результаты исследовательской деятельности.

- участие в районной научно-практической конференции;
- участие в региональной научно-практической конференции.


Исследовательские работы школьников, которые были представлены и защищены на районом  уровне и региональном уровне.

На районном уровне:


- Местные говоры русского языка. (2008г.);
- Что в имени твоём. (2009г.);
- «Я сердце оставил в синих горах.» по творчеству Ю. Визбора. (2006г.);
- Чтобы не плакало дитя. (2007г.);
- Основные мотивы в раннем творчестве Анны Ахматовой. (2006г.);
- Тема революции в творчестве Маяковского и Блока. (2006г.);
- Пейзаж в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». (2006г.).

На региональном уровне:

- Чтобы не плакало дитя. (2007г.);
- Что в имени твоём. (2009г.).