Митрофанова Е.А.,Проектная деятельность на уроках истории
и во внеурочное время как способ развития познавательного интереса учащихся.
 
    Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности.


Митрофанова Елена Анатольевна,
учитель истории и обществознания
МОУ «Курносовская СОШ»

Проектная деятельность на уроках истории 
и во внеурочное время как способ
развития познавательного интереса учащихся.

Цели моей работы:
 Организация учебно-воспитательного процесса, при котором каждый ученик имеет возможность овладеть не только базовым уровнем учебного материала, но и развить свои творческие способности;
 Формирование и развитие познавательного интереса к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности;
 Воспитание социально-активной творческой личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

Гипотеза. Система формирования основ проектной деятельности будет эффективной, если:
 она включает изучение и анализ степени обученности проектной деятельности;
 направлена на формирование мотивации к занятиям проектной деятельностью;
 характеризуется наличием системности в образовательном процессе.
Задачи:
 теоретически и экспериментально обосновать необходимость внедрения проектного метода в школьное обучение;
 определить педагогические условия использования проектной деятельности в образовательной среде школьников;
 выявить степень обученности проектной деятельности, уровень сформированности учебно-познавательного интереса;
 апробировать методику работы над проектом в условиях среднего и старшего звена.

Актуальность.
Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности. Она помогает освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за пределы школы, используя потенциал информационных ресурсов. Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.
Ведущая педагогическая идея.
Ведущей педагогической идеей моей работы является гуманизация образования, что предполагает организацию такого процесса обучения, который бы обеспечивал возможности для самовыражения учащихся на основе:
 взаимного доверия и уважения учителя и ученика;
 обеспечения свободы творческой деятельности и самореализации школьника как личности;
 принципа коллективного труда;
 осуществления единства мыслительной и практической деятельности учащихся;
 использования личностно-ориентированного обучения.
В своей работе я формирую и развиваю познавательный интерес к изучению истории на основе устойчивых положительных мотиваций.
Научно-теоретическое обоснование
В своём педагогическом исследовании я делаю акцент на познавательном интересе как мотиве учебной деятельности. Под познавательным интересом понимаю особое положительно-эмоциональное отношение, стремление к знанию и самостоятельной творческой деятельности, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека больше узнать нового, понять, проверить, выяснить, усвоить.
В процессе формирования познавательного интереса выделяю следующие этапы:
 любознательность;
 появление интереса, стимулирующего творческий поиск;
 устойчивый интерес к предмету на теоретическом уровне.
Условия: Высокий уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности; наличие учебно-методической литературы, информационных носителей; педагогические ресурсы, позволяющие организовать работу с источниками информации; консультации со специалистами и с учителями-предметниками; работа учащихся за пределами школы, в музее, в библиотеке и т.д.
По данной теме работаю в 7-11 классах.
Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить достаточно сложно. Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что одной из перспективных форм работы со школьниками, организации их научно-исследовательской деятельности является метод проектов.
Чем этот метод лучше?
Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учёбой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого.
Следовательно, передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь результата в выполнении этой задачи можно только в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий. Одной из таких технологий является проектная методика, которая в свете требования к современному образованию позволяет эффективно решать поставленные задачи.
Предполагаемый результат. Проектная деятельность предполагает воспитание у школьников качеств, умений, компетенций. Качества: самостоятельность; инициативность; целеполагание.
Группа навыков и умений, приобретаемых в процессе проектной деятельности:
 Интеллектуальные (умения работать с информацией, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой фактологической информации, анализировать гипотезу и её разрешение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами);
 Творческие (умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему);
 Коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль;
 Методологические (умения работать в библиотеках, на компьютере, в интернете).
Названные умения и навыки должны быть взаимосвязаны и способны дополнять друг друга.
Ведущие принципы, реализуемые в ходе обучения истории с помощью проектной методики:
 Принцип коммуникативности;
 Принцип ситуативной обусловленности;
 Принцип проблемности;
В ходе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности:
 Коммуникативные (обсуждение проекта, консультации учителя, импровизация).
 Личностные (самобытность, фантазия, любознательность, адаптивность, гибкость мышления, ответственность).
 Социальные (коллективная деятельность, самодисциплина, терпимость к мнению других).
 Технологические (наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление).
Этапы работы над проектом.
В проектной деятельности принято выделять несколько этапов.



№ п/п
Этапы работы над проектом
Содержание работы на данном этапе
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
1
Подготовка
Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы.
Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели.
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели. Наблюдает за деятельностью учащихся.
2
Планирование
а) определение источников информации; б)определение способов сбора и анализа информации; в)определение способа представления результатов; г)установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности.
Формируют задачи, вырабатывают план действий, выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности.
Предлагает идеи, высказывает предположения, наблюдает за деятельностью учащихся.
3
Исследование
Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма», выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.
Выполняют исследование, решая промежуточные задачи.
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.
4
Формулирование результатов или выводов.
Анализ информации, формулирование выводов.
Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.
Консультирует учащихся.
5
Защита проекта
Подготовка доклада: обоснование  процесса проектирования, представление полученных результатов. Возможные формы отчёта: устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт.
Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности.
Слушает, задаёт целесообразные вопросы о роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.
6
Оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин.
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности.
Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчёта.
 
    Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения истории, следствием чего является повышение интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе «добывания знаний» и их сознательного применения в различных ситуациях, а значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их личности, высокой мотивированности обучаемых. Правильно организованная проектная работа оказывает положительное обучающее воздействие на учащихся, способствует самостоятельному добыванию знаний и опыта обучаемыми из непосредственного личного общения с реальной жизнью, развивая у них независимость, самостоятельность, критическое мышление, инициативу и рефлексию. История при этом выступает средством познания нового и интересного, приобщения к диалогу культур. Следовательно, организация любого учебного проекта предполагает организацию творческой деятельности учащихся, что является главным условием становления личности. В своей педагогической практике на уроках истории я чаще всего использую такой вид проектов, как исследовательский и творческий. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы.
Творческие.
Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, спортивной игре, экскурсии, пр.). Инициатива учащегося при выборе темы ограничивается на первых порах рамками школьного курса. Наиболее высокий уровень проектов предусмотрен, как и должно быть, для учащихся среднего звена и старшеклассников. Темы сужаются, требуя обращения к специальной литературе и источникам. Старшеклассники, чаще всего, отдают предпочтение краеведению. Краеведение предоставляет молодому человеку наиболее полный комплекс оригинальных материалов, позволяет говорить о вещах близких и зачастую «осязаемых», даёт шанс найти что-то своё, внести в изучение вопроса собственные умозаключения.

Исследовательские.
Наибольший интерес у моих учащихся вызывает исследовательская проекты, которые требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей её решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования. Примером данного вида проектов является работа «Человек тыла в годы ВОВ» или «Международное право человека». Создание различных типов проектов учащимися на уроках истории и в процессе внеклассной работы позволяет мне, как учителю, решить ряд важных образовательных задач. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.

Список используемой литературы
1. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся.//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - №9. – С.69-75.
2. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное
3.. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — С. 52-55
4. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45
5. Пахомова Н.Ю. Метод проектов: функции и структура учебного проекта // Технологическое образование. – 1997. – № 1. – С. 92-96.
6. Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,1995 – 233с