Кубрина Л.Н., «Войди в природу с добротой»


    Экологическому воспитанию я всегда уделяла много внимания и думаю что, только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, способного тоже ощущать боль, может  изменить отношение  к нашему Зеленому дому.




                                     Муниципальное дошкольное
                                      образовательное учреждение
                                                              «Большереченский детский сад «Малышок»
                                                             Большереченского района Омской области
                                      воспитатель средней группы
                                          Кубрина Людмила Николаевна






Проект:
«Войди в природу с добротой»










2011 год



Как у маленького деревца, еле поднявшегося
над землей, заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности, которого зависит жизнь
растения на протяжении нескольких
десятилетий, так и воспитатель должен
заботиться о воспитании у своих детей чувств
безграничной любви к Родине. Воспитание
этих качеств начинается с того времени, когда
ребенок начинает видеть, познавать,
оценивать окружающий мир.

В.А. Сухомлинский

Экологическому воспитанию я всегда уделяла много внимания и думаю что, только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, способного тоже ощущать боль, может  изменить отношение  к нашему Зеленому дому. Так как знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Мой девиз: «Берегите эти земли, эти воды,
                       Даже малую былиночку любя.
                       Берегите всех зверей внутри природы,
                       Убивайте лишь зверей внутри себя!»

Актуальность:
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Цель проекта:
Ознакомление с живой и неживой природой, воспитание осознанного, бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры.
Задачи:
- Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.
- Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе.
- Развивать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.
- Повышение экологического сознания среди родителей.
- Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
- Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.
План работы
Первый этап – подготовительный: анализ ситуации, определение основных целей, сбор необходимой информации;
Второй этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работ. Привлечение родителей к предстоящей творческой работе;
Третий этап – практический: взаимопосещения занятий, показ открытых занятий, оснащения уголка природы;
Четвёртый этап – заключительный: определения результата деятельности, выводы, представление презентации.
Перспектива работы
Вся работа способствует формированию экологического мировоззрения ребенка, что является качественным новообразованием личности, определяющим ценное отношение человека к себе и в целом жизнь человека.
В дальнейшем интенсивное накопление личного опыта по взаимодействию с окружающим миром приведет к формированию прочной наглядно-образной его картины, определяющей процесс развития экологической культуры, основ нравственно-экологической позиции личности.
Работая над каждым этапом по теме экологического воспитания, я регулярно провожу диагностики, анализ результатов которых показывает, на что мне нужно обратить внимание.
Начала продумывать и применять на практике разнообразные методы, формы и приемы в работе. Особую роль отводила занятиям, так как считаю это важное средство воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На начальном этапе -  ознакомительные  занятия, затем комплексные, которые заканчивались продуктивной деятельностью.
На таких занятиях главную роль отвожу наглядности (рассматривание картин, иллюстраций, диафильмов, художественной литературе), но и словесный метод работы имеет первостепенное значение.
Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых образов о природе и обеспечивают успешный результат. Занятия: «Живая – неживая природа», «Живая душа природы – деревья», «Лесные происшествия зимой», «Могут ли вместе жить корова и волк, почему?», «Кто радуется весне?», «Его в руки не возьмешь – он колкий, ниток нет, одни иголки». Темы таких занятий развивают у детей логическое мышление, воображение и воспитывают инициативность, ответственность.
С возрастом отношение к окружающему миру меняется, острее чувствуешь все явления в природе, даже одинокая рябинка, нарядившаяся в свой разноцветный наряд, выглядит как произведение искусств и хочется спеть песню или прочитать стихи, именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу. Стихи разных поэтов, потешки, песенки, загадки использую в работе с детьми постоянно.
Немаловажное значение имеют наблюдения, которые бывают краткосрочные и длительные. Наблюдения одного цикла провожу последовательно – от простых наблюдений  к сложным.
Целевые прогулки вокруг детского сада, на своем участке, наблюдения за трудом взрослых, старших дошкольников все это расширяет кругозор детей.
Большое значение в экологическом воспитании имеет окружающая среда на участке детского сада. В процессе работы с детьми заметила, что они входе конкретных наблюдений легко усваивают связи между различными природными явлениями.
Не маловажное значение в моей работе имеет  «экологическая тропа», маршрут ее определяли вместе с детьми. Сначала просто ходили к разным объектам и наблюдали. А, перейдя в среднюю группу, мы выделили все наши любимые места, я нарисовала этикетки к каждому  объекту, это детям очень нравится и каждая прогулка начинается с обхода наших владений. Двигательная активность обеспечивает здоровье, энергию, выносливость ребят, а общение с природой развивает наблюдательность, познавательные интересы, культуру поведения и чувство красоты, поднимает настроение.
В сочетании с наблюдениями обязательно занимаемся заполнением календаря природы, я считаю, что это важная совместная деятельность, в процессе которой  происходит познавательное общение с детьми, обучаю находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками  те явления природы, которые наблюдали,  а также понимать символы обозначения. С детьми выполняем последовательные действия, например,  выкладывание картинок  на стенд, с тем явлением природы, которое наблюдали на прогулке или одеваем куклу в ту одежду, которая нужна ей по сезону.
Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.
В группе создан богатый природный уголок, с подобранными растениями для детей данного возраста, его обитателями,  а так же оборудованием в уходе за ними, разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности.

Разнообразная  опытническая работа с детьми активно  способствует умственному воспитанию дошкольников, они обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.
Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет; где быстрее прорастет зернышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.
В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям
Дидактические игры: «Помоги найти маму»; «Большой–маленький»; «Где чей домик?»; «Назови, кто я?»; «Времена года»; «С какого дерева листик»; «Оденем куклу на прогулку» сделала своими руками и они мне очень помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы.
Словесные  игры: «Узнайте по описанию»,  «Съедобное – несъедобное»,  «Хорошо – плохо»,  «Что лишнее?», «Волшебная палочка»,   «Узнай по голосу», «Кто как кричит?», «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
С помощью игрушек и картинок знакомлю детей с домашними и дикими животными, воспитываю интерес к ним и их детенышам. Для более глубокого изучения этой темы  изготовила мини-макеты «Скотный двор» и «Лесная поляна», здесь дети видят разницу жизни домашних и диких животных.
Чтобы облегчить работу, создала ресурсный материал к занятиям, где собрала загадки по темам: «Явления природы», «Деревья», «Домашние животные», «Насекомые», «Цветы», «Грибы», «Дикие животные», «Ягоды», «Овощи», «Птицы».
Стихи и маленькие рассказы о временах года. Картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.
Большое внимание уделяю сказкам, ее очарованию поддаются  дети всех возрастов. Чтение  сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают,  запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная  деятельность. Детям нравиться показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная  речь детей, пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память, внимание.
В данном проекте я наметила привлечение родителей в совместную деятельность с детьми. Каждый дома сделает коллаж на тему «Живая природа», а потом в нашей «гостиной» будет проходить презентация. Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей, дает возможность дошкольникам почувствовать себя «взрослым», а папе и маме – лучше понять мир ребенка.
Центр взаимодействия с родителями или приемная комната – лицо группы, к оформлению ее подхожу очень тщательно и грамотно. Мой опыт работы показал, что работу всегда надо начинать с изучения семьи, в этом помогают проведение анкетирования, индивидуальные беседы, а затем я планирую: темы консультаций, родительских собраний, оформляю ширмы-передвижки. Вся документация в родительском уголке доступна для родителей.
Немаловажное значение в работе с семьей имеет и такое направление, как видение достижений у детей, поэтому все работы детей вывешиваются, выставляются на стенде, где родители могут оценить творческие способности своего ребенка, сравнить с работами, поделками, рисунками других детей.
На современном этапе необходимо поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей. Очень важно раскрыть перед родителями стороны развития каждого ребенка и порекомендовать соответствующие приемы воспитания.
Работу по данному проекту наметила закончить в старшей группе. Формы и методы расширятся: буду вводить викторины, КВНы, презентации.

Оценка результатов:
- знания детей оцениваются по результатам диагностических исследований;
- тестирование с детьми («животные», «растения», «неживая природа») и с взрослыми («отношения к миру природы»);
- блиц опросы, кто и где живет?, что и где растет?, кто лишний?, чей это дом?;
- интервьюирование родителей «Проблемы экологии: как вы к ним относитесь?»;
- в результате реализации работы у детей сформируются глубокие знания осознанного и бережного отношения к природе, понимание взаимосвязей в природе.
Ожидаемые результаты
Для детей:
- сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;
- расширение перспектив развития поисково – познавательной деятельности детей;
- ответственное отношение детей к окружающей среде, к своему здоровью.
Для педагога:
- повышение теоретического уровня и профессионализма.
Для родителей:
- повышение уровня экологического создания осуществления целостного подхода к оздоровления детей средствами природы.

В заключении хочется прочесть строки из стихотворения:
Все мы дети природы, ее малые части,
От ее основания мы все поднялись,
Без живительных ветров не ведать нам счастья
И без солнечных циклов закончится жизнь.
Нас влекут бесконечно далекие дали,
Облака над горами, течения рек,
В каждой ветке цветка видны наши печали,
В каждой клетке живого сокрыт человек.
Ты подумай об этом в свободное время
И о том, что сокрыто за множеством слов?
На природу, взвалив непосильное бремя,
Разрушая, что создано ходом веков.
Разрывая природные сложные связи,
Мы не свой разоряем, Божественный дом
И тем самым, быть может, не вдруг, и не сразу,
Мы лишаем детей пребывания в нем.