Иноятова М. Ф., учитель начальных классов. Будущий первоклассник.


    Сегодняшняя начальная школа строится на новых государственных стандартах и использует новые эффективные педагогические технологии, базисные образовательные программы, что позволит быстрому развитию детей, максимальной активизации мыслительной деятельности и всех психических функций младших школьников.


МОУ «Уленкульская СОШ»




Будущий первоклассник





Иноятова Мунджия Фархатовна
учитель начальных классов







Уленкуль 2011




Актуальность

 Сегодняшняя начальная школа строится на новых государственных стандартах и использует новые эффективные педагогические технологии, базисные образовательные программы, что позволит быстрому развитию детей, максимальной активизации мыслительной деятельности и всех психических функций младших школьников.
Школа для ребенка – это новая жизнь, с которой ему не приходилось сталкиваться в предыдущие годы жизни.
Готовность ребенка к школе определяется всеми факторами его развития. Это и эмоционально-волевая сфера, и интерес к новому, и владение устной речью, и навыки общения.



Цели:

    
Задачи:

1. Знакомство со школой и своими одноклассниками.
2. Правильно сидеть за партой, правильно держать ручку.
3. Снятие напряжения, создания атмосферы успеха и доброжелательности в общении с учителем.
      4.  Развивать логическое мышление, произвольное восприятие, память, мышление, внимание.
5.  Формировать интерес к знаниям.
6. Развитие мелкой моторики рук.




Этапы реализации:

I. Учимся слышать слова и звуки.
Обучение ребенка грамоте нужно начинать с развития фонематического слуха – умения правильно слышать и выделять все звуки речи – и правильного произношения (артикуляции) звуков речи.
При поступлении в школу не все дети говорят чисто. Некоторые шепелявят, картавят, неотчетливо произносят отдельные слова и окончание слов.

Упражнения:
На дворе у нас гора
Ру – ру – ру – ру
Собирайте детвору
Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой)
На цветы (круговое движение правой рукой)
И на дорожку (обе руки перед собой)
Льется, льется ой-ой-ой (покачивание головой)
Побежали мы домой (бег на месте)
1 ученик: ммашина, жжираф…
2 ученик: заяцц, мячч, петухх


II. Формирование элементарных математических навыков и представлений, развитие математического мышления с своеобразности:
а) временные и пространственные представления: больше, меньше, поровну, столько же, раньше, позже, глубже, мельче, корче. Длиннее.
б) сравнение предметов: Кто выше ростом? Кот первый?
в) определение формы предметов: треугольный, квадратный, круглый, прямоугольный.
г) игры и упражнения на составление фигур из частей.
д) занимательные задачки.

III. Формирование графического навыка:

IV. Развитие логического мышления:
V. Развитие познавательных интересов:
а) Тест  «Цифровая таблица» (определение объема внимания, скорости его распределения и переключения).


Постарайтесь быстрее находить и называть
в слух числа от 1 до 2
11
18
14
17
24
21
20
13
25
22
1
12
8
3
23
16
4
2
19
7
6
10
15
5
9




б)  Упражнения на развитие восприятия:
«Дорисуй фигуру»


в) Упражнение на развитие  представления о временах года (показ 4 картинок с изображением явлений в 4 временах года)
г) Лишний предмет (оценка образно – логического мышления, умственной  операции анализа и обобщения). На к5арточке 4 предмета, один из них лишний. Необходимо объяснить, почему ребенок думает, что можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.

VI. Развитие интеллекта и навыков общения:
Один ребенок бросает мяч другому, называя сое имя.
Дети идут по кругу. Ведущий хлопает в ладоши раз – дети принимают позу «плакучей ивы», два – поза «лягушки» - присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу, три - поза «аиста» - на одной ноге, руки в стороны, четыре раза – ходьба по кругу.
Учитель называет фамилии и имена детей, путая то имя, то фамилию. Дети  откликаются тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия. Кто ошибается, тот выбывает.
Дети встаю в круг, когда встречается название профессии, дети подпрыгивают на месте.

VII. Игры и упражнения для развития координации движений пальцев рук.

Гимнастика для пальцев.

Задача этих упражнений – укрепление  мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением кисти по показу, представлению, словесной команде.
Ребенок пальчиком по ладошке водит, каждый пальчик загибает, а в каждом пальчике нервные окончания, которые на головной мозг действует, да речь помогают развивать.
«Гонка многоножек»
Руки ставятся на край стола или парты на кончики пальцев, превращая их в пятипалых зверьков. По сигналу зверьки устремляются к противоположному краю стола, передвигая пальцами – ножками. Каждая ножка должна успевать делать шажок, прыгать нельзя. Чья ножка добежит первой.
«Царапка»
Раз – разжать подушки пальцев и верхней части ладони, прошипев, как рассерженная кошка: «ш-ш-ш-ш…»
Два – быстро выпрямить и растопырив пальцы, промяукав, как довольная киска: «Мяу»
«Лесенка»
Ноготь большого пальца левой руки кладется на подушечку большого пальца правой руки – готовы первые две ступеньки. На большой палец левой руки ложится кончик указательного правого пальца, на него – указательный левый – еще две ступеньки.
Кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга, мизинцы – последние. Вот и лесенка построена.
«Гонка слонов»
Указательный и безымянный пальцы - передние ноги слона. Большой палец и мизинец - задние ноги. Вытянутый вперед средний палец – хобот. Слон, переваливаясь, ступает по столу. Подпрыгивать и касаться хоботом стола слону строго запрещается. Когда движения слона будут освоены для ведущей руки, можно выпустить и второго слона – вторую руку.
«Гости»
Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу
-Мама, мама! (мизинцы 4 раза постукивают друг о друга)
-Что? Что? Что? (3 раза постукивают  друг о друга указательные пальцы)
-Гости едут! (Постукивают мизинцы)
-Ну и что? (Постукивают указательные пальцы)
-Здрасьте, Здрасьте! (средний и безымянный пальцы обеих рук  перекрещиваются то справа, то слева)
-Чмок! Чмок! Чмок! – гости целуются (средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки).


Ожидаемые результаты

Адаптация ребенка к школе происходит не за один день.
Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики.
Насколько успешным будет начало школьного обучения зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и в конечном счете благополучие в его школьной и взрослой жизни.

  
Литература:

1. Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе. Н.В.Нижегородцева,
В.Д. Шадриков 
2. Настольная книга учителя начальных классов.
3. Журналы «Начальная школа» №4 1994г., №8 2008г. 





 
Приложение

Занятие 1.
  1. Развитие математических способностей:
а) ориентировка в пространстве;
б) ориентировка по словесному описанию.
  1. Развитие интеллекта и навыков общения.
1) Игра «Слушай хлопки».
2) «Послушай, что за дверью, за окном».
  1. Речевая готовность ребенка к школе. Правильность произношения звуков (назвать картинки).
  2. Развитие познавательных процессов.
  3. Упражнения на развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки.
                                          
                                                            Ребенок за 30 секунд должен простым
                                                            карандашом.
                                                            Поставить как можно больше точек.

Занятие 2.
  1. Развитие математических способностей.
а) Игры на выявление величины и формы предметов.
б) Игра «Дома зверей».
Одинаковые по размеру картинки.
Слон   корова ёж
Провести дорожку от каждого зверя к дому.
Сравнение лент по длине (длинный-короткий),  карандашей по ширине (широкий- узкий).
  1. Развитие интеллекта и навыков общения:
а) Закрепление знакомства.
Учитель бросает мяч и спрашивает «Как зовут этого мальчика?»
б) «Не пропусти растение» - развитие способности к переключению внимания.
Дети садятся в кружок и слушают слова, если встретятся названные растения — дети встают и садятся.
 Дорога , тигр, береза, самолет, вишня, роза, пшеница, змея, …..
в) «Делай, как я» (развитие произвольного внимания).
Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу ведущего первый ребенок поднимает правую руку вверх, по второму сигналу — второй и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на сигнал начинают поднимать левую руку.
  1. Речевая готовность ребенка к школе:
 Умение различать звуки речи на слух:
1) Хлопнуть в ладоши, если в слове будет слышен звук «ж».

Жук, пожар, тарелка, жираф, кот, лампа, жаба, лужа, книга, пирожок, бумага, лыжи.
2) Звук «з»:

Звонок, глаза, дом, рыба, забор, коза, незабудка, луна, зонтик, тетрадь.
  1. Развитие познавательных процессов.
11          18      14     17     24
21          20      13      25    22
1            12       8       3      23
16          4         2       19     7
6            10       15      5      9
Постарайтесь быстрее находить и называть вслух числа от 1 до 25.

Занятие 3.
  1. Развитие математических способностей:
а) количественные представления и понятия.
(Уточнение понятий: много, мало, столько же, поровну, одинаково).
б) представления о числе:
- счет предметов в группе;
- счет однородных предметов, найти цифры, обозначающие их количество.
- счет от 1до 10 в прямом и обратном порядках;
- счет от заданного да заданного, от 1 до 6.
 - сравнение чисел  >, <.
  1. Развитие интеллекта и навыков общения.
«Внимательные руки» - если в слове  есть  «и» - поднять правую руку, «й» - левую.
  
Лифт, ватин, йод, инженер, воробей, игра, карандаш, перо, алмаз, буйвол, вагон, златогривый.
  1. Умение различать на слух:
Услышав в слове звук «з» или «ж» показать нужную букву.   

Жаворонок, кожа, зубы, жир, вязание, заколка, нож, поле, крот.
  1. Развитие познавательных процессов:
 Упражнения на развитие концентрации внимания и его устойчивости.

ФПИТЗМКУАЦЗНИАКОТЕЛМАРТ 
(обнаружить среди букв слова и подчеркнуть их)

Занятие 4.
  1. Развитие графического навыка.
                                         

        (ровная, прямая, нажим ровный, неровная, дрожащая двойная,
         искривленная.    
          Соответствует  эталону. Отклонения от строчки).

                                                 старайся на отрывать карандаш от бумаги.
  
                                                                  - рисование по клеточкам


                                                                  - дорисовываем незаконченные рисунки.

  

  1. Развитие математических способностей:
а) нумерация;
б) счет предметов в прямом и обратном порядке;
в) счет конкретных предметов.
  1. Развитие интеллекта и навыков общения:
а) «Перекличка — путанка» (развитие произвольного внимания). Учитель называет фамилии и имена детей, путая то имя, то фамилию. Дети откликаются тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия.
б) Четыре стихии (развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного )
Дети садятся в кружок.
«Земля» - опускают руки вниз,
«Вода» - вытягивают руки вперед,
«воздух» - руки поднимают вверх,
«Огонь» - вращают руками.
  Слушай и исполняй (развитие внимания и памяти).
  Учитель называет и исполняет 1-2 раза несколько разных движений. Дети  воспроизводят движения в той же последовательности.
«Закрась фрукты».

Занятие 5.
  1. Развитие математических способностей.
а) порядковый счет.
б) цифры.
  1. Развитие интеллекта и навыков общения.
«Не пропусти профессию».

Лампа, водитель, ножницы, липа, токарь, сталевар, яблоко, болтун, архитектор, карандаш, строитель, гроза, обруч, столяр, мельница, ткач, попугай, пекарь, шахтер, листок, экскурсовод, учитель, сено, терпение, кондитер (название профессии - дети подпрыгивают)
в) «Зеваки».
Дети идут по кругу, держась за руки. По сигналу останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движения.
  1. Речевая готовность ребенка.
Есть ли в слове звук «р».

Картинка, сыр, лампа, ворона, ландыш, парашют, ветер.
Определить место звука «ш».
                       шум       мышка    душ
                       школа     мешок     камыш
                       шило       машина     ландыш
                       шалаш   ромашка     шалаш

   Занятие 6.
  1. Развитие математических способностей. Сравнение множеств и чисел:

                                                                               - А где кружков больше? меньше?
                                                                               - В каком ряду не хватает?
                                                                               - Как сделать, чтобы стало
                                                                                  поровну.

        2. Назови соседей числа от 0 до 20.

         Дорисуй фигуры.

  
Занятие 7.
  1. Математические знаки.
Какая рука у нас больше работает? -правая.
Правой рукой мы пишем, рисуем, держим ложку >.
Какая рука у нас меньше трудится? - левая <.
  1. Сравнение чисел, количества предметов.
  2. Развитие графического навыка.


  
     Проведи, не съезжая и не отрывая.

  1. Речевая готовность ребенка к школе.
Лы-лы-лы-лы-лы-лы
забиваем мы голы.
Лу-лу-лу-лу-лу
возле окон на полу.
Ла-ла-ла-ла-ла
только нет в окне стекла.

Занятие 8.
I. Речевая готовность ребенка к школе:
1) Развитие словарного запаса (проверка умения подбирать обобщающие слова для групп предметов0:
а) корова, лошадь, коза, кролик, овца, кошка, собака (домашние).
б) тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось, слон, бегемот, носорог (дикие животные).
в) курица, петух, индюк, утка, гусь (домашние птицы).
г) бабочка, стрекоза, жук, паук, муха, комар, пчела, оса (насекомые).
д) щука, лещ, окунь, камбала, сом (рыба).
е) сосна, ель, береза, дуб, осина, клен, рябина, тополь (деревья).
ж) картофель, капуста, огурец, помидор, свёкла, морковь, редиска (овощи).
II. Развитие математических способностей:
а) число и цифра 1.
б) число и цифра 2.
в) найди и покажи на чертеже пять треугольников и один четырехугольник.



III. Развитие познавательных способностей.
Тест «Лишний предмет» (оценка образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения).
На карточке — 4 предмета, один из них — лишний. Необходимо объяснить, почему ребенка думает, что можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.

Занятие 9.
1. Развитие математических способностей: число и цифра 3,4.
2. Речевая готовность ребенка к школе:
а) Кто как передвигается:
человек -
змея -
птица -
кузнечик -
рыба -
б) Кто как издает звуки:
корова -
свинья -
коза -
кошка -
ворона -
лошадь -
жук -
собака -
комар -
лягушка -
в) Кто как ест:
собака кость …
курица зерно …
кошка молоко …
корова траву …
3) Словесные игры и упражнения.
Упражнения, облегчающие написание букв.
Упражнение 1.
Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному. Сначала на одной руке, затем на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.
Упражнение 2.
Ладошки лежат на парте. Дети поочередно поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.
Упражнение 3.
учащиеся зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги»  по поверхности стола.
Упражнение 4.
Один конец ручки зажимают средним и указательным пальцами правой руки. При этом другой конец направлен от груди. Нужно, перевернув ручку, вложить её в левую руку свободным концом. Затем очередным переворотом вкладывают ручку в правую руку и т. д.
  
Занятие 10.
1. Развитие математических способностей:
а) Сравни чего больше.
Ребенок раскладывает ряд картинок, на котором нарисованы жуки, пересчитывает их, жуков оказалось 5. затем под каждым жуком кладет по картине с бабочкой и пересчитывает их. Бабочек оказалось 4.
Сравни чего больше: жуков или бабочек.
б) Положи столько же.
Взрослый предлагает ребенку положить в ряд три кружка красного цвета, а под ними столько же кружков синего цвета.
«А теперь положи зеленых кружков на единицу больше, чем синих; желтых — на единицу меньше, чем синих кружков».
в) Определение формы предметов.
Детям предлагают в окружающей обстановке или на картинке находить и называть предметы заданной формы. Например, треугольной формы: подставка для кастрюли, ёлка, крыша у дома.
II. Упражнения для правильного произношения звуков «р» и «л».
           Ры-ры-ры, ры-ры-ры
            Покатаемся с горы.
            Ра-ра-ра, ра-ра-ра
            Очень рада детвора.
III. Подготовка рук к письму.
     
                       
 Игра «Смотри на руки» (способствует успокоению и организации).
 Стоят друг за другом, первый — командир (он показывает различные движения рук, а  остальные повторяют эти движения).