Мальцева Л.Н., педагог дополнительного образования МОУДОД "Центр детского творчества". Методическое обеспечение процесса формирования художественной культуры детей в студии «Акварелька» Центра детского творчества


    Программа студии «Акварелька» реализуется в рамках деятельности МОУДОД «Центр детского творчества». Направленность – художественное творчество.
Актуальность программы
В настоящее время назрела необходимость создания непрерывного художественно-эстетического образования.

 
Процесс формирования творческой личности предполагает развитие ассоциативно-образного мышления, способности связывать в своем сознании (работа фантазии) далекие друг от друга явления, видеть её общности. Эти способности в условиях сложной, быстро меняющейся действительности позволяют человеку быстрее адаптироваться в новых условиях.
Данная программа позволяет наиболее полно удовлетворять потребности ребенка в занятиях изобразительным искусством, в развитии творческих способностей самореализации личности. Она дает возможность ребенку на определенном этапе совершить самостоятельный выбор дальнейшего образовательного маршрута.
Программа изостудии, охватывающая широкий возрастной диапазон, создает условия преемственного развития. Эта преемственность проектируется и реализуется в целях, задачах, содержании, формах и методах работы с детьми.
Новизна программы состоит в том, что в образовательном процессе используется совмещение различных техник.
Цель данной программы формирование творческой личности посредством изобразительной деятельности и создание условий для наиболее полного раскрытия художественных способностей детей.

Задачи:
Обучающие:
1. Дать ребенку первичные навыки изобразительной деятельности;
2. Освоение элементов художественной формы, развитие практических умений владения художественными средствами.
3. Формирование художественного отношения к материалам;
4. Совершенствование художественного мастерства.
Развивающие:
1. Развитие психических качеств, необходимых для изобразительной деятельности;
2. Развитие воображения и творческого мышления, развитие самооценки;
3. Развитие художественных способностей (художественного воображения и образного мышления);
Воспитательные:
1. Стимулирование эмоционального восприятия действительности;
2. Пробуждение у ребенка эстетического отношения к действительности, формирование коммуникативно-оценочного отношения к искусству;
3. Формирование художественного вкуса;
4. Формирование духовного мира ребенка, личностных ценностей и определение нравственных критериев.
Занятия проводятся с обучающимися в возрасте 7-14 лет. Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа с младшей группой и 2 раза в неделю по 3 часа со старшей группой.
Программа предполагает постепенное расширение и углубление знаний в области художественного творчества.
Программа строится с учетом личностных потребностей, интересов, возможностей и предложений обучающихся в изобразительном искусстве, используя различные техники (аппликация, Бумагопластика, живопись, лепка, графика и т.д.).
Ожидаемые результаты:
- участие в районной выставке «Мир твоих увлечений»;
- участие в областных мероприятиях: форуме «Способная и талантливая молодежь – наше будущее», творческом конкурсе «История государственных и военных символов» и др.
Контроль знаний осуществляется в виде выставок работ, выполненных учащимися студии «Акварелька», выполнения творческих заданий, проведения зачетных занятий.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме коллективного обсуждения во время проведения блиц-выставки, когда работы детей по конкретной теме развешиваются на стенах или раскладываются на столах.
К концу 1 года обучения по программе обучающиеся:
Должны знать:
• названия основных и составных цветов;
• понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, линия, орнамент, аппликация, симметрия, ассиметрия, силуэт, пятно, рельеф;
• материалы и технические приемы оформления;
• название инструментов, приспособлений.
Должны уметь:
• пользоваться инструментами: карандашом, кистью, палитрой;
• полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
• владеть основными навыками использования красного, желтого, синего цветов, их смешиванием;
• пользоваться материалами.
К концу 2 года обучения обучающиеся:
Должны знать:
• особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
• разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, объем, композиция, ритм;
• правила плоскостного изображения;
• разные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоведение.
Должны уметь:
• пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
• пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки).
• рисовать кистью элементы растительного орнамента;
• проявлять творчество в создании изделий;
• сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
• передавать движения фигур человека и животных.

Методическое обеспечение программы
Процесс достижения поставленных целей и задач программы осуществляется в сотрудничестве – обучающихся и педагога. При этом реализуются различные методы осуществления целостного педагогического процесса на различных его этапах ведущими выступают отдельные, приведенные ниже методы.
1. Методы обучения:
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- словесные – беседа, рассказ, диалог;
- наглядные - демонстрация иллюстраций, рисунков, макетов, открыток и т.д.
Практические методы – творческие задания, изготовление поделок, сувениров, панно.
Репродуктивные – работа по шаблонам.
Проблемно-поисковые – изготовление рисунков по собственному замыслу.
Индивидуальные – задания в зависимости от достигнутого уровня развития учащегося.
2. Методы воспитания: беседы, метод примера, наблюдение, педагогическое требование, анализ результатов, поощрение.
3. Методы контроля: выставки, контрольные задания.
Основным методом проведения занятий является практическая работа. На занятиях по всем темам проводится инструктаж по технике безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
Особое внимание уделяется детям из неблагополучных семей.

Техника безопасности
    На занятиях кружка ребята будут пользоваться острыми предметами (циркуль, канцелярский нож, ножницы), поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда:
1. Ножницы на занятиях должны лежать справа, кольцами к себе, с сомкнутыми лезвиями.
2. Передавать ножницы можно только кольцами вперед (аналогично передавать острозаточенные карандаши). Канцелярский ножик при передаче должен быть закрыт.
3. Нужно следить, чтобы острые инструменты не падали на пол, так как они при падении могут кого-нибудь поранить.
4. Если посуда для воды стеклянная, нужно следить за правильным её хранением, чтобы она не разбилась.
5. Кисти и карандаши должны находиться на горизонтальной поверхности.


Дидактический материал
    Технологические карты, макеты, шаблоны, трафареты, рисунки, иллюстрации, образцы работ.
Техническое оснащение программы
Бумага – цветная, альбомы для рисования, для черчения, для акварели.
Картон – цветной, белый, коробочный.
Краски – гуашь, акварель, акриловые краски.
Клей ПВА.
Тушь черная, зеленая, красная, перья.
Инструменты.
Канцелярские принадлежности: карандаши простые 2Н, Н, НВ, В, В1, Б2; канцелярский нож; маркеры, перья, гелевая черная ручка, ножницы, английские булавки, кисти беличьи №1, №3, №5 (или пони).

Список использованной литературы
- Сюзанна Гирндт «Разноцветные поделки из природных материалов». М., 2005.
- Справочник школьника 1-4 класс «Рисование». М., 2005.
- П.Ю. Огерчук «Работа с клеем и ножницами». С-Пб., 2004.
- Н.П. Цапенко, Н.М. Косенко, Т.А. Грабова «Как оформить праздник». М., 2006.
- Ю.Г. Аксенов, Р.М. Закин, Ф.М. Кригер «Рисунок и живопись». М., 2007.








Сводный учебно-тематический план
(1-й год обучения)
№, п/п
Темы
Кол-во часов
В том числе
Теоретич.
Практич.
1.
Вводное занятие
2
2

2.
Композиция
22
5
17
3.
Цветоведение
20
6
14
4.
ИЗО-искусство
25
6
19
5.
Бумагопластика
20
6
14
6.
Поделки из камней
30
8
22
7.
Лепка (пластилин)
24
6
18
8.
Поделки из природного материала
34
10
24
9.
Бросовый материал (целлофан, пластиковые бутылки)
15
5
10
10.
Коллаж
20
2
12
11.
Конкурсы, выставки
4
1
3
Итого
216
63
153


Сводный учебно-тематический план
(2-й год обучения)


№, п/п
Темы
Кол-во часов
В том числе
Теоретич.
Практич.
1.
Вводное занятие
2
2

2.
Линия и пятно
15
3
12
3.
Графика
18
3
15
4.
Плакат
20
4
16
5.
Коллаж
20
6
14
6.
ДПИ
40
10
30
7.
ИЗО-искусство
18
8
10
8.
Живопись
12
4
8
9.
Поделки из природного материала
30
5
15
10.
Тематические композиции в технике «Бумагопластика»
35
15
30
11.
Конкурсы, выставки
6
2
4
Итого
216
62
154

    Для одаренных детей предусмотрены индивидуальные занятия по специальным программам. Методическое обеспечение процесса формирования художественной культуры детей включает в себя также разработки:
- для обеспечения образовательного процесса (планы, конспекты уроков, разработки и т.д.);
- для проведения занятий (схемы, таблицы, раздаточный материал);
- информационного характера;
- для организации контроля и определения результатов обучения (тесты, анкеты, вопросники);
- творческие отчеты по образовательной программе (фотоальбомы, видеокассеты, вырезки из газет, дипломы, грамоты).
В процессе обучения в студии «Акварелька» проводится мониторинг процесса формирования художественной культуры, который позволяет отследить и оценить эффективность воздействия всех форм и методов, выявить позитивные и негативные стороны этого процесса и при необходимости скорректировать его.