Пантюхова Лариса Николаевна, МОУ «Большереченская СОШ №2».
Проект: Планета «Пятиклассник».
 
     Актуальность. 
    Переход учащихся из начального звена в среднее справедливо считается кризисным периодом. Под адаптацией принято понимать – приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра – биологический и психологический. Это одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами, правилами.
     Многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки. Бывает и наоборот, ребенок, учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни. Вдвойне труднее адаптироваться обучающимся при переходе в новым класс или школу. Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывают, что они очень растеряны, им трудно найти общий язык между новыми учителями и одноклассниками. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся. Что же может затруднить адаптацию детей? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Серьезных проблем с учебой и не нарушение его психологического спокойствия можно избежать при переходе в среднюю школу. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения и его воспитательное действие в пятом классе. Сократить переходный период, смягчить связанные с ним негативные факторы, всё это связано с работой, проводимой классным руководителем, учителями-предметниками, администрацией школы, педагогом-психологом, родителями с пятиклассниками. 

Цель: оказание помощи пятиклассникам для успешной адаптации.
Задачи:
• Познакомить обучающихся с новыми нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни.
• Помочь ребенку адаптироваться к новым условиям.
• Развивать коммуникативные умения и навыки, позволяющие ребенку строить взаимоотношения со сверстниками в новом коллективе.
• Привлечь родителей к совместной деятельности


Участники проекта: обучающихся 5 А класса МОУ «Большереченская СОШ №2»

Этапы реализации:
1. Подготовительный этап.
Проведение диагностики на социальную активность, адаптацию в новых условиях (новый класс, новые учителя, новые правила, режим дня и т.д.
2. Основной этап.

Месяц
Мероприятия
Ответственные
Сентябрь
Классный час: «Давайте познакомимся»
Кл. руководитель

Родительское собрание «Как мы будем жить» (первые впечатления)
Кл. руководитель

Участие в акции «Дети на дорогах»
Ст. вожатая, инспектор ГИБДД Большереченского района

Развитию культуры толерантности
Педагог- психолог
Октябрь
Внеклассное мероприятие «Я-пятиклассник»
Ст. вожатая

Тестирование «Самооценка уверенности себе»
Психолог  «Центр по работе с детьми и молодёжью»

Тренинг «Общение»
Психолог  «Центр по работе с детьми и молодёжью»

Родительское собрание совместно с детьми       «Я-пятиклассник»
Кл. руководитель, родители

Общешкольное мероприятие «Праздник народов мира»
Ст. вожатая

Классное мероприятие «Минута славы»
Кл. руководитель.
Ноябрь
Общешкольное мероприятие «Мир профессий»
Ст. вожатая.

Неделе математики в ОУ.
Кл. руководитель
Декабрь
Деловая игра «Здравствуй, я – новенький!»
Кл. руководитель

Общешкольное мероприятие «Новогодний StarTeenager»
Ст. вожатая

Акция «снежный город».
Кл. руководитель

Новогоднее мероприятие в ЦДТ.
Родители.

Посещение «Старины Сибиркой»
Родители, Кл.руководитель.
Январь
Телекоммуникационный проект «.
Учитель русского языка

Классный час «Всё о дружбе»
Кл. руководитель, психолог
Февраль
Тренинг «Особенность темперамента»
Психолог ЦСПСД
Март
Тестирование “Отношение к нравственным нормам поведения”
Психолог  «Центр по работе с детьми и молодёжью»
Апрель
Посещение ледового дворца г. Тара
Кл.руководитель. Родители

Тестирование «Самооценка уверенности себе»
Психолог  «Центр по работе с детьми и молодёжью»

Внеклассное мероприятие «Вокруг тебя – мир»
Кл. руководитель
Май
Родительское собрание «Вот мы и стали на год взрослее»
Кл.руководитель, родители

КТД: «Портрет нашего класса».
Кл. руководитель.

3. Заключительный этап.
Подведение итоговой диагностики с целью отслеживания динамики развития, эффективности и адаптированности пятиклассника на конец учебного года (атаптация или дезадаптация).
Рефлексия детей.

Предполагаемые результаты.
1) Знакомство обучающихся с новыми нормами и правилами школьной жизни.
2) Помощь ребенку адаптироваться к новым условиям.
3) Развитие коммуникативные умений и навыков.
4) Привлечение родителей к совместной деятельности.
Проект находится в стадии работы.

Результаты 1 полугодия:

• Итоги диагностики:
Удовлетворённость школой.
1. Иду в школу с радостью- 82%;
2. В школе хорошее настроение – 82%;
3. У нас хорошие учителя – 100%;
4. Есть любимые школьные предметы – 100%;
5. Я привык к новым учителям – 91 %;
6. В начальной школе было лучше – 58%;
7. Мне нравится в школе – 100%.

Социальная активность.



Выявление мотивов учебной деятельности.




• привлечения родителей к совместной деятельности.
За 1 полугодие проведено мероприятий с родителями – 3. Наиболее активные родители: Бахтиярова О.В., Кольдюшева О.А., Сидорова Ж.Н., Сидорова О.М..
• рефлексия обучающихся.