Чугулева Н. В., директор МОУДОД "Центр детского творчества". Технология проектного обучения в центре детского творчества, как средство успешного освоения детьми социального опыта.


  При рассмотрении проблемы успешности освоения детьми социокультурного опыта в системе дополнительного образования мы определили основную задачу учреждения — создание условий для организации позитивной образовательной развивающейся среды на основе наиболее полноценного использования ее социокультурных возможностей.

Сущность технологии проектного обучения.
Технология проектного обучения - включает в себя совокупность приемов, позволяющих, при реализации их в определенной последовательности, стимулировать интерес обучаемых к различным проблемам и через проектную деятельность, обеспечивать получение конкретного результата в виде социального, культурного или материального продукта.
Данная технология ориентирована на самостоятельное приобретение и применение новых знаний, умений, ценностных ориентации, отношений. Она включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, коммуникативных методов, творческих по самой своей сути (по В.В. Гузееву, Е.С. Полат).
Суть современных требований к организации проектной деятельности обучаемых определяется исторически сложившейся схемой метода проектов, разработанной Дж. Дьюи в начале XX века:
выбор проекта и уяснение его —> планирование предстоящей работы —> осуществление проекта —> обсуждение законченного дела.
Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время эта педагогическая технология становится интегрированным компонентом системы образования. Но цель ее остается прежней: стимулировать активность и самостоятельность обучающихся; развивать их познавательные способности; формировать приемы творческого учения.
Таким образом, в основе данной педагогической технологии лежит развитие познавательных навыков и критического мышления учащихся, умении самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Из опыта применения технологии проектного обучения:
Наш опыт применения технологии проектного обучения показал, что эффективность ее использования в образовательном процессе в условиях детского объединения обусловлена тем, что она представляет собой многоаспектное явление, сочетающее в себе кроме проектной, учебную, исследовательскую, конструктивную, культурную, познаватель¬ную, организационную, коммуникативную, оценочную деятельность. При активном участии в различных видах деятельности, овладевая широким спектром знаний, умений, навыков, коммуникативных отношений, ценностных ориентаций ребенок получает определенный жизненный опыт, позволяющий ему в будущем рационально организовывать свою жизнедеятельность.
Как пример результативного применения технологии проектного обучения в ЦДТ можно при¬вести опыт организации образовательного процесса в студии «Аленушка».
В условиях работы рассматриваемого детского объединения необходимо создать интегрированную социокультурную среду как целостную систему влияний. Эта среда должна включать в себя два взаимосвязанных элемента: пространственно-духовный (внутренняя среда) и предметно-материальный (внешняя среда). В такой образовательной среде возможно объединение сфер взаимодействия между педагогом и обучаемым, между членами детского объединения, в коллективе. В основе педагогического взаимодействия в данных условиях лежит деятельность, сотрудничество, взаимопомощь, толерантность, самоуправление, т.е. мы рассматриваем освоение детьми социокультурного опыта как необходимый компонент социализации ребенка, его готовность к полноценной жизнедеятельности в современной социокультурной среде.
Подведя рассматриваемую проблему к изучению деятельности детского объединения узкого профиля, а именно студии декоративно-прикладного творчества, определим, что мы закладываем в понятие социокультурного опыта, который должны освоить воспитанники студии.
Во-первых, исходя из практико-ориентированной деятельности данного направления, мы ставим обучающие цели: приобретение воспитанниками теоретических знаний и практического опыта, которые в итоге обучения должны способствовать формированию у детей знаний, умений и навыков по широкому кругу дисциплин декоративно-прикладного профиля, формированию эстетического вкуса.
Приобретенный опыт в этом случае прослеживается через практические умения и навыки — уметь делать, правильно уметь применять их в сложившихся жизненных обстоятельствах, определять уровень достаточности полученного опыта, знаний и возможностей их пополнения — уметь учиться.

Во-вторых, мы определяем развивающие цели: закладываем творческое развитие личности ребенка. А это значит, что мало научиться качественному изготовлению изделий по готовым выкройкам и образцам. Ценность рукодельная работа приобретает тогда, когда она содержит в себе индивидуальность, отражает личность мастера, то есть является авторской. Необходимо научить ребенка фантазировать, при¬думывать новые образцы изделий, целенаправленно идти к реализации заду¬манного через решение проблем, видения перспектив и целостности задуманного. Для этого необходимо приобрести опыт творческой деятельности — уметь видеть проблему и варианты ее решения, уметь искать информацию для решения поставленных задач, уметь оценить свою работу, чтобы вовремя ее скорректировать. Кроме того, важным моментом творческой деятельности является ее итог. Мы должны добиваться, чтобы ребенок до конца шел к намеченной цели, т.е. он должен развить свои ор¬ганизационные способности: уметь предвидеть результат своего труда, а для достижения поставленной цели — уметь планировать выполнение задуманного, доводить работу до конца.

В-третьих, более чем десятилетний опыт работы показал, что в данном направлении деятельности, кроме образовательных, скрыты огромные воспитательные резервы. Методика воспитания детей через традиционную народную культуру далеко не нова, но до наших дней сохранила в себе до гениальности простое обоснование правил человеческого общежития, культуры поведения, обустройства собственного жизненного пространства, не противоречащего морально-нравственным принципам общества в целом. Поэтому, определив приоритетом работы педагога дополнительного образования воспитание личности, необходимо ставить целью приобретение детьми некоторого социального опыта—уметь общаться, уметь сопереживать и радоватъся, уметь помогать, уметь жить в обществе и для общества, создавая в то же время комфортные условия для себя.
Заметим, что концептуальные основы технологии проектного обучения соответствуют нашим педагогическим ожиданиям. Цели применения данной педагогической технологии рассматриваются как обучающие (формирование знаний и умений, необходимых для социальной адаптации к жизни в современном обществе, самоопределение в будущей профессиональной сфере, умение самостоятельно приобретать новые знания), развивающие (формирование умения принимать решения, анализировать и оценивать ситуацию, развитие творческой активности, формирование деловых качеств личности), воспитывающие (воспитание инициативных, высоконравственных граждан, умеющих творчески и компетентно организовать свою профессиональную деятельность). Таким образом, можно предположить, что применение в создаваемой педагогической среде техно¬логии проектного обучения может обеспечить результативное достижение поставленных нами целей успешного освоения воспитанниками детского объединения социокультурного опыта.
На основании вышеизложенного, нами предложена функциональная модель организации образовательного процесса в детской студии декоративно-прикладного творчества «Аленушка». Мы ожидаем, что предлагаемая система организации образовательного процесса способна не только дать заложенные в сути направления деятельности элементарные навыки рукоделия и изобразительного искусства, но и достичь основную цель современной образовательной политики в воспитании человека творческого, социально адаптированного к жизни в рыночных экономических условиях на основе приобретения им социокультурного опыта.
Программа студии предполагает реализацию трех взаимосвязанных блоков, предусматривающих достижение следующих целей: обучающих — блок «Юные мастера», развивающих — блок «Жили-были...», воспи¬тательных — блок «Путевка в жизнь». За время работы в студии дети проходят последовательно три этапа обучения в мастерских основ рукоделия, художественной вышивки. Кроме обучения ремеслу, детям предлагаются мероприятия, соответствующе образовательному профилю: участие в экскурсиях в комплекс «Старина сибирская», в швейную мастерскую «Домино», картинную галерею, историко-этнографический музей., организация календарных праздников, участие в выставках «Народные ремесла Сибири», «Мир творчества, добра и красоты», «Мир твоих увлечений», мастер-классах; оказание посильной помощи социально незащищенным слоям населения (дети с ОВЗ, дети-сироты, ветераны войны и труда).
В результате взаимосвязи образовательных блоков дети разных мастерских объединяются в единый разновозрастный коллектив, что обеспечивает получение воспитанниками не только теоретических знаний и практического опыта по разным техникам декоративно-прикладного искусства (обучающий блок), но и навыков творческой и проектной деятельности (развивающий блок), а также в сфере социальных отношений (социальный блок).

Педагогические условия для успешного освоения детьми социокультурного опыта:
В результате организации целостного образовательного процесса в студии нами созданы педагогические условия, способствующие успешному освоению детьми социокультурного опыта как необходимого компонента социализации ребенка, его готовности к полноценной жизнедеятельности в современной социокультурной среде:
1. Мотивация детей для участия в проектной деятельности, направленной на формирование личности, развитие их социокультурного опыта. Предусмотрено использование возможностей развивающейся образовательной среды для организации педагогической деятельности: экскурсионная и культурная программы, участие в конкурсах, выставках, концертах, праздниках в клубе выходного дня. Это способствует мотивации детей на выполнение творческой, проектно-исследовательской работы и способствует освоению социокультурного опыта.
2. Создание развивающей образовательной среды на основе интеграции ее социокультурных возможностей. Это обеспечивается организацией деятельности детей на принципах студийности — создан детский творческий коллектив, объединенный общими задачами, ценностями совместной деятельности, а также характером межличностных отношений. Выявлена необходимость проведения учебных занятий в сочетании с творческой практикой на основе мастерских, харак¬теризующихся исследовательскими изысканиями, поисковым, творческим компонентом в образовательной деятельности.
3. Разновозрастный состав детского объединения — дети разного возрас¬та являются целостным коллективом, работающим на основе взаимодействия, взаимопомощи, преемственности и обеспечивающим разновозрастные коммуникативные отношения, обмен ценностями, творческим опытом. Таким образом, обеспечивается освоение каждым воспитанником социокультурного опыта в результате проектной деятельности на протяжении всего срока обучения.
4. Создание и реализация модели организации целостного образовательного процесса в студии «Аленушка», разработанной на основе комплексности, вариативности и разноуровневости. Это дает возможность разностороннего личностного развития каждого члена детского объединения в соответствии с индиви¬дуальными способностями и позволяет педагогу следовать природе познавательного развития ребенка.
В созданных педагогических условиях стало возможным введение в педагогическую деятельность технологии проектного обучения для обеспечения эффективной организации образовательного процесса.

Применение технологии проектного обучения в процессе обучения детей в студии «Аленушка».
В дидактическом плане предполагается организация проектной деятельности воспитанников: выполнение ими практико-ориентированных проектов технологической, творческой, социальной направленностей.
«Юные мастера» — обучающий блок, результатом реализации которого должен быть комплекс знаний, практических умений и навыков по различным видам рукоделия. Дети должны
усвоить классификацию различных материалов и тканей, их структуру и качество, приобрести навыки рукоделия, уметь правильно сопоставить планируемое к изготовлению изделие с применяемыми материалами, решить его цветовую гамму, составить технологию его изготовления. Важным итогом обучения является знание основ конструирования выкроек и лекал, умение оценивать внешний вид изделия по набору выкроек, навык экономичного раскроя изделия. Доминирующим видом деятельности в этих условиях можно определить технологический.
По характеру контактов между участниками проектной деятельности мы определяем в основном индивидуальный тип проектов, иногда возможно выполнение проекта в паре. Такая типология обосновывается тем, что реализация обучающего блока направлена на развитие индивидуальных способностей, причем у каждого обучаемого. Продолжительность выполнения проекта в данном случае невелика и составляет от одной недели до одного месяца при выполнении итоговой работы.
Итогом обучения детей при использовании технологии проектного обучения в соответствии с программными требованиями будет являться проектирование и изготовление изделия в ответ на определенную потребность в нем. Изделие в этом случае, как правило, бывает авторским,
«Жили-были» — развивающий блок основан на организации досуговой, экскурсионной, конкурсной, творческой деятельности. Эти формы работы и будут доминирующими в данном случае, а виды деятельности можно сгруппировать в творческий тип проекта.
Большие развивающие возможности дает организация экскурсионной работы. А возможно еще организовать проектную работу по итогам экскурсий, обратиться к литературным источникам для углубленного изучения заинтересовавших тем, попытаться спроектировать и выполнить изделия по увиденным раритетам. При реализации данного направления группой воспитанниц была выполнена коллективная работа «Русский народный костюм» - 20 костюмов разных областей России мы назвали ее «Девичий хоровод» и получили Диплом областной выставки «Народные ремесла Сибири» и Благодарственное письмо Сибирского Народного Центра Культуры.

Итог проектной деятельности мы видим в выполнении работ, которые станут дидактическим, оформительским, выставочным материалом. Собран большой материал, информационно-реферативные обзоры с иллюстрациями, разработки мастер-классов, а также игрушки-персонажи для кукольных спектаклей, элементы сценических костюмов, маски, декорации.
«Путевка в жизнь» — социальный блок. Его название говорит само за себя — организация социально-значимой деятельности. Речь идет о социальных проектах. Формы и методы работы, заложенные в программе, предполагают интегрированную проектную деятельность — выполнение технологических проектов, исходя из их социальной значимости. За основу здесь можно взять заказы социальных учреждений и служб поселка: Центра реабилитации «Радуга», рабо¬тающего с детьми с ограниченными возможностями, Центра реабилитации несовершеннолетних с приютом, Совета ветеранов, а также другими социальными структурами, которым интересно взаимодействие с Центром детского творчества.
В итоге проектной деятельности будут выполнены установки и требования общества по оказанию посильной помощи структурам социального направления деятельности и индивидуально нуждающимся гражданам. Немаловажным результатом такой проектной деятельности мы ожидаем осуществление эффективного воспитательного воздействия на участников проектов: воспитание в детях сострадания, толерантности, взаимопомощи, чувства ответственности за судьбу ближнего, необходимости оказывать посильную бескорыстную помощь более слабому.
Анализируя опыт использования технологии проектного обучения в детском объединении, мы делаем вывод, что в данных педагогических условиях наблюдается трансформация обучающей технологии в образовательную, применение которой в студии Центра детского творчества способствует успешному освоению детьми социокультурного опыта.
Это способствует формированию творческой личности, влияет на становление нравственной и эстетической культуры, приобретению гражданского самосознания, развитию социальных и организационно-деятельностных качеств растущего человека.