Буш Е. В., учитель русского языка и литературы. «Самые уязвимые...» Организация воспитательной работы с учащимися категории «трудные дети»

    Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые перемены в современной России коснулись и системы образования. Как следствие этого произошло обесценивание духовно-нравственных идеалов, растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях.
   














Муниципальное образовательное учреждение
«Большереченская средняя общеобразовательная школа №1»




«Самые  уязвимые...»
Организация воспитательной работы  с учащимися категории «трудные дети»
(опыт работы)







Разработала Буш Евгения Васильевна,
учитель русского языка и литературы,
классный руководитель 8В класса
МОУ «Большереченская средняя обще-
образовательная школа №1»






Большеречье – 2011


                                СОДЕРЖАНИЕ:
  1. Актуальность темы………………………………………………………3
  2. Проблемный анализ………………………………………………………...3
  3. Цель программы……………………………………………………………..3
  4. Задачи программы…………………………………………………………..3
  5. Опыт работы…………………... …………………………………………..4
  6. Критерии эффективности………………………………………………6
  7. Дальнейшее развитие программы…………………………………… .6
  8. Послесловие…………………………………………………………………..6
  9. Схема управления программой (Приложение 1)……………………..7
  10. Методы и формы воспитания (Приложение 2)…………………….8
  11. Примерная тематика классных часов ( Приложение3)……………9
  12.  Перечень произведений (Приложение 4)……………………………...10


                                              АКТУАЛЬНОСТЬ
Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые перемены в современной России коснулись и системы образования. Как следствие этого произошло обесценивание духовно-нравственных идеалов, растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях.
     Чтобы предупредить разные формы отклонения в поведении, общество стремится оказать человеку, особенно ребёнку, находящемуся в кризисной ситуации, социальную и психологическую помощь. Так мною была  разработана программа воспитательной работы с учащимися категории «трудные дети» под названием «Самые уязвимые».
                          
                                               ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ
    Для получения данных по проблеме в 2007-2008 учебном году был проведён комплексный анализ ученического и родительского коллективов моего класса.
    Обоснованную тревогу вызывает тот факт, что 42% родителей используют в своем поведении авторитарный стиль, а 17% родителей самоустранились от воспитания собственных детей.  Составление и анализ социальных паспортов показал, что 14% учащихся (2 ученика) находятся в социально опасном положении, основной причиной которого является пьянство родителей, нужда в социально-экономической помощи и проявление социальной и психологической  дезадаптации;  21% учащихся (3 ученика) определены в категорию «неуспевающих и недисциплинированных».
     Уже на данный момент результатов исследования можно сказать, на сколько велико значение этой проблемы.   
                       
                                        ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
     ЦЕЛЬ программы – оптимизировать и поддержать процесс социализации детей категории «трудные дети», формировать нравственные представления и понятия и оказывать педагогическую помощь.
Эта цель  направлена на решение следующих общих ЗАДАЧ воспитания:




                                              ОПЫТ РАБОТЫ
Выявленные проблемы требуют объединения усилий педагогов, различных специалистов, администрации образовательного учреждения, родителей, других социальных партнёров школы (см. приложение 1). Особенное внимание все субъекты взаимодействия должны направить на учащихся категории «трудные дети». Поэтому мною была определена, разработана программа воспитательной работы с учащимися категории «трудные дети» под названием «Самые уязвимые…».    Были отобраны методы и формы воспитания: особенно действенными стали кинопросмотры и последующие дискуссии на нравственные темы, шефская работа и анализ проделанной работы, действие Совета по профилактики и Центра помощи семье и детям, а так же беседа «Честный разговор» (см. приложение 2 и 3).
     Полнее хочется остановиться на используемых мною в практике принципах воспитания.  Вот некоторые из них:
Данные принципы воспитания стали не только моими принципами жизни и работы, но и ориентирами в поступках моих воспитанников и их родителей. Было организовано обсуждение, анализ всех примеров на родительском собрании класса в присутствии  и участии детей и принято единогласное решение следовать этим ориентирам.
          И теперь главное, о чем  хочется поделиться: чтение художественных произведений и кинопросмотр аналогов с последующей дискуссией по теме как методы и формы обучения и воспитания не новы, но в моем случае именно они оказали самое действенное влияние на формирование нравственных представлений и ценностей у моих воспитанников. Очень важно, что данная работа проводится в коллективе, а не индивидуально. Ведь ребёнок из категории «трудные дети» не должен чувствовать себя «особенным и обособленным». Он должен всё делать, как все,  и вместе со всеми.  Был разработан примерный перечень произведений для чтения и кинопросмотров.                                                        
    Мои воспитанники прекрасно запомнили содержание выбранных произведений, характеры и поступки героев, оценили их. И уже сейчас используют эти примеры, оценивая современную им действительность, удачно сравнивая, сопоставляя события, а самое главное – делают нравственный выбор в пользу добра.  Огромное впечатление произвели такие произведения, как: «Мальчик с ручкой», «Мальчик у Христа на елке», «Чучело», «Чудесный доктор», «Республика Шкид».
      Обсуждение проходило не сразу, а по истечении некоторого времени с целью самоанализа, самообсуждения и самопонимания глубины проблемы, поднятой в произведении. Воспитанники категории «трудные дети» особенно эмоционально переживают прочитанные и увиденные примеры, потому что эти «книжные и экранные» проблемы  из их жизни, и, самое важное, ребята видят, как эти проблемы можно решить. У них проявилось серьёзное отношение к учёбе и ответственность за  свои поступки. Отрадно, что это не временные перемены, а устойчивое отношение к учебной деятельности, что подтверждает полная успеваемость данных учащихся в 7 классе. 
     После таких занятий у воспитанников появилось желание помочь нуждающимся. И они самостоятельно определили методы и формы САМОВОСПИТАНИЯ, которые выразились в организацию шефской работы.
     Очень значительное влияние оказывает шефская работа.  Здесь мы разрабатываем два направления: первое, это помощь ветерану педагогического труда Кудренко Н. А. и, второе, это шефская помощь детскому саду «Сказка» в виде весенней и осенней уборки территории, высадки цветов, подготовки мероприятий по ПДД, проведении конкурсных и развлекательных мероприятий.        
       Трудовое воспитание с целью оказания помощи другим – лучший метод работы с учащимися категории «трудные дети», а обучение и воспитание опять-таки проходит в коллективе и только в нем.
     Неотъемлемой частью воспитательной работы и субъектом взаимодействия для нашего классного коллектива стал Центр помощи семье и детям. Налажена тесная связь со специалистом информационно-методического отдела, который проводит плановые мероприятия нравственного и профилактического характера методами интерактивных игр, тренингов и бесед.
     Некоторые проблемные вопросы, возникающие с учащимися категории «трудные дети», с точки зрения этики, необходимо решать только индивидуально. Для решения подобных вопросов мною установлены доверительные отношения с каждым учащимся класса, применяется форма индивидуальной беседы «честный разговор».  Во время разговора присутствует минимальное количество собеседников: классный руководитель, школьный психолог и учащийся.  «Честный разговор» проходит по заданному алгоритму: первое, обозначение проблемы вслух, откровенно и честно; второе, выразительное рисование итоговой картины как результат нерешенной проблемы; третье, высказывание мнений всех собеседников, оценка этой картины с позиций духовности, нравственности, безопасности; четвертое, предложения возможных вариантов решения данной проблемы с минимальными моральными и материальными потерями; пятое, анализ и оценка предложенных вариантов всеми участниками разговора; шестое, принятие окончательного решения самим учеником; седьмое, заключение соглашения всех трёх сторон с целью дальнейшего контроля.
     В особо проблемных случаях используется такой метод воспитательной работы, как посещение школьного Совета по профилактике.  На данном мероприятии присутствует общественность, которая представлена специалистами КДН, администрации района, комитета по молодежной политике, администрации школы. Ученик приходит вместе с родителями и классным руководителем. Совет определяет, оценивает проблему и предлагает решение этой проблемы. Такая форма работы с учеником дает возможность показать четкую нравственную позицию всего общества, ориентирует на следование принципам морали и этики. Данный метод можно использовать только в крайних случаях, поскольку здесь может сработать известный всем закон физики: чем сильнее давление, тем больше сопротивление. А сопротивление нам как раз и не нужно. Задача участников Совета четко, но не авторитарно, высказать своё мнение и предложить вариант выхода из сложившейся ситуации. Такая авторитетная и строгая позиция заставляет учащегося испытать чувство стыда и признать свою ошибку. После этого следует раскаяние.

ГЛАВНЫМИ КРИТЕРИЯМИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ СТАЛИ:
- Полная успеваемость учащихся категории «трудные дети».
- Создание эмоционально комфортной среды в классном коллективе.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОГРАММЫ предполагает решение проблемы становления нравственного отношения учащихся к человеческой жизни как основной ценности.

                                                  ПОСЛЕСЛОВИЕ:
     Важно видеть в человеке лучшее, от этого он сам и его жизнь становятся лучше. Взрослые должны  помочь детям  выжить в современных условиях с наименьшими моральными и материальными потерями.



                                СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ (приложение 1)
                                    ВНЕШНЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ


                                             ВНУТРЕННЕЕ УПРАВЛЕНИЕ
 (приложение 2)
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
     Целостный цикл воспитательной и формирующей деятельности немыслим без наличия комплекса методов и форм.
     
- посещение семей и изучение её быта;
- индивидуальные беседы, консультации со специалистами, учителями, классным руководителем;
- индивидуальные поручения родителям;
- анкетирование и тестирование родителей.
             * Групповые формы работы с родителями и детьми.
- совместные занятия, лекции, дискуссии;
- работа родительского комитета;
- посещение родительских собраний;
- использование имитационных и ролевых игр;
- совместное чтение;
- совместный просмотр телевизионных и художественных передач;
- «круглый стол» по обмену опытом семейного воспитания;
- анализ и конструирование совместного с детьми времяпрепровождения: праздники, концерты, экскурсии, походы.
                * Формы внеклассной работы с детьми.
- тематические классные часы;
- театральные и кинопросмотры;
- дискуссии на нравственные темы;
- шефская работа;
- экскурсии, знакомства с памятными местами поселка;
- изучение нравственного наследия на основе жизни выдающихся людей.


Примерная тематика нравственных классных часов (приложение 3)
                                                 5-ый класс.
1. Игра «Кто я? Какой я?»
2. Путешествие в детство родителей «Дверь в детство».
3. Права и обязанности ученика (диспут).
4. Перед старостью склоним колени (акция милосердия).
                                                   6-ой класс.
1. Час общения «Мои интересы, мои увлечения».
2. Интерактивная игра «Я-дома, я-в школе, я-среди друзей»
3. Час общения «Окна моего дома. Что они для меня значат?»
4. Беседа «Иметь своё мнение – это важно?»
                                                  7-ой класс.
1. Диспут «Мои хочу и мои могу»
2. Интерактивная игра «Скажи кто твой друг и …»
3. Беседа «Вверх по лестнице жизни»
4. Что такое толерантность?
                                                8- ой класс.
1. Урок милосердия и доброты (беседа).
2. Этическая беседа «Люди, без которых мне одиноко»
3. Дискуссия «Ответственность и безответственность».
4. «Страна, в которой мне хотелось бы жить»
                                                9-ый класс.
1. Диспут «О дружбе и друзьях».
2. Дружба, любовь, семья (литературная беседа).
3. Нравственный экзамен «Счастливый билет моей судьбы»
4. Дискуссия «Прекрасное и безобразное в нашей жизни»
5. Беседа «Дороги, которые мы выбираем».


Примерный перечень произведений для чтения и кинопросмотров
                                                       (приложение 4)
                                                        
                                                        5 класс
Средства обучения и воспитания 1 этапа
(чтение)
Средства обучения и воспитания 2 этапа (просмотр)
Средства обучения  и воспитания 3 этапа
(обсуждение)

1. Ф.М.Достоевский «Мальчик с ручкой» и «Мальчик у Христа на ёлке».
2. А. Гайдар «Тимур и его команда», «Красный галстук»
-





+
Беседа по проблеме добра и зла.



Беседа «Деятельное сострадание».


6 класс
Средства обучения и воспитания 1 этапа
(чтение)
Средства обучения и воспитания 2 этапа (просмотр)
Средства обучения  и воспитания 3 этапа
(обсуждение)


1. Куприн «Чудесный доктор».

2. Рыбников «Кортик», «Бронзовая птица».

3. Железняков «Чучело».
-



+



+
Беседа о готовности к трудным жизненным ситуациям.
Девиз: «Справедливость- это честность, правда, уважение к человеку».

Диалог о способности отвечать за свои поступки.


7 класс
Средства обучения и воспитания 1 этапа
(чтение)
Средства обучения и воспитания 2 этапа (просмотр)
Средства обучения  и воспитания 3 этапа
(обсуждение)

1. М.Шолохов «Судьба человека».

2. Пантелеев «Республика Шкид».
+



+



Беседа по теме «За мир против войны».


Беседа по теме «Самые уязвимые».


8 класс
Средства обучения и воспитания 1 этапа
(чтение)
Средства обучения и воспитания 2 этапа (просмотр)
Средства обучения  и воспитания 3 этапа
(обсуждение)

1. Ф. Искандер «Возмездие».

2. Сказка «Пять ступенек счастья».

3. Жюль Верн «Пятнадцатилетний капитан».
-



-


+


Беседа по теме «Мы и наши поступки».

Беседа по теме «Жизненные идеалы».

Беседа об ответственности и способности отвечать за свои поступки.


9 класс
Средства обучения и воспитания 1 этапа
(чтение)
Средства обучения и воспитания 2 этапа (просмотр)
Средства обучения  и воспитания 3 этапа
(обсуждение)


1. Фонвизин «Недоросль».

2. К/ф «Курьер».


3. К/ф «Все умрут, а я останусь».

+



+


+


Беседа по теме «Каждый выбирает для себя».

Беседа по теме «Жизненный выбор».

Исследование представлений о жизненных идеалах.