Гончаренко С.В., учитель биологии "Почекуевская СОШ". Формирование учебной мотивации на уроках биологии по средством исследовательской деятельности

    За последние десятилетия личность ученика сильно изменилось. По мнению П.М. Скворцова главное отличие заключается в отсутствии интереса к учению. Оно перестало быть самоцелью, и часто рассматривается исключительно с меркантильных позиций: имеют ли полученные знания ценность на рынке труда?



Особенно это характерно для подростков. У них снижается любознательность, падает интерес к учебе при переходе из класса в класс, уровень полученных знаний оказывается низким. Среди многих причин нежелания школьников учиться И.З. Гликман называет недостаток внутренней мотивации.
Проведенный опрос среди учащихся нашей школы, подтверждает вышеуказанную тенденцию. Были опрошены учащиеся 1 класса, 5 класса и 11, которым было предложено ответить на вопрос: «Согласны ли вы с утверждением «Учеба- главный труд школьника?»
В результате опроса выяснилось, что учащиеся первой ступени обучения имеют положительную мотивацию к учебе, а у учащихся третей ступени значение образования как-то тускнеет. В сложившейся ситуации задача каждого учителя заключается в том, чтобы обеспечить возникновение и сохранение учебно-познавательного мотива у учащихся. Нельзя не согласиться с мнением психологов о том, что формирование учебной мотивации одна из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена самой учебной деятельностью: увеличивается объем изучаемого материала, повышаются требования к подготовке выпускников, необходимо самостоятельное приобретение знаний.
Приведенные данные подтверждают актуальность проблемы, и обосновывают цель проекта- повысить мотивацию к учебной деятельности и качество знаний обучающихся за счет использования исследовательской деятельности на уроках биологии.
Уроки биологии очень удобны для использования исследовательского метода, так как они близки учащимся, на них изучается то, что всегда рядом с ними. Многие предметы и явления природы можно непосредственно наблюдать, обследовать, изучать.
Задачи:
1.Используя специальные диагностические методики, выявить имеющийся качественный уровень учебной мотивации учащихся.
2.Отобрать методы, приемы, формы исследовательской деятельности, которые наиболее активизируют познавательную деятельность учащихся.
3.Разработать систему применения различных форм исследовательской деятельности на уроках биологии.
4.Внедрить эту систему на практике.
5.Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Гипотеза: при систематическом и правильном использовании технологии исследовательской деятельности, можно значительно повысить уровень учебной мотивации, а значит и качество обучения.
Объект – образовательный процесс по биологии 6 класса в течение 4 лет.
Предмет – мотивация учения школьников исследуемого класса.

Ожидаемые результаты проекта:
- повышение мотивации учения у учащихся;
- повышение качества биологического образования.
При реализации проекта использовались следующие методы: анализ, сравнение, наблюдение, анкетирование, обобщение.
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный (август- сентябрь 2006 года).
На этом этапе осуществлялся подбор эффективных методов, приемов, форм исследовательской деятельности; составление заданий исследовательского характера для проведения практических работ, наблюдений, домашних исследований. Проводилась диагностика уровня учебной мотивации учащихся 6 класса. Были получены следующие результаты: в классе обучается 14 учащихся, у 53 %- низкий уровень мотивации (опросник А.К. Марковой). Результаты диагностики видны на диаграмме.



    Кроме того, была проведена диагностика готовности учащихся 6 класса к приобретению новых знаний. Это отражает второй график. На нем видно, что большинство учащихся (52%) имеют стремление узнавать новое, но только в рамках учебного времени и предмета. Изредка задают уточняющие вопросы, сами не проявляют инициативы на уроке и по поводу участия в различных интеллектуальных состязаниях во внеурочное время
2.Основной (октябрь 2006 года- май 2010 года).
На этом этапе осуществлялось внедрение технологии исследовательской деятельности на уроках в течение 4-х лет, начиная с 6 класса.
Для реализации поставленной цели проекта была разработана система применения различных форм исследовательской деятельности. Первоначально проводились фронтальные исследования, затем групповые и индивидуальные.
Мною были разработаны уроки с проведением опытов и практических работ исследовательского характера под названием «Мое исследование». На этих уроках я стремлюсь развивать следующие приемы исследовательской деятельности: наблюдать, сравнивать, выделять главное, делать выводы и фиксировать результаты.
На самостоятельную исследовательскую работу на уроке после постановки проблемы отводится 10-20 мин. Если смысл задания усвоен, то исследование проходит увлеченно и результативно.
Например, по теме «Распространение плодов и семян» в 6 классе было предложено учащимся обследовать различные плоды и семена растений и по их внешнему виду определить, как они распространяются, выявить, какие у них есть для этого приспособления. В начале исследования ставится цель, задачи, выдвигается гипотеза и предлагается план работы. Результаты исследования учащиеся заносят в таблицу и в конце делают вывод по работе. Все это оформляется на специальных карточках «Мое исследование» (см.приложение ).
Проведение опытов- любимый прием исследования у учащихся, когда класс превращается в «научную лабораторию».
Например, на уроке по теме «Химический состав растений» учащиеся опытном путем выяснили, что растения состоят из органических и неорганических веществ, но вначале также была поставлена цель, задачи, гипотеза, выбрано оборудование.(см. приложение )
Интересно и эффективно проходят уроки с использованием микроскопа по многим темам: «Плесневые грибы», «Строение клетки», «Простейшие».
Кроме исследований в классе, были предложены и домашние исследования, которые носят длительный характер. Например, по таким темам, как «Прорастание семян», «Наблюдения за домашней кошкой», «Наше питание», «Культура водопотребления семьи», «Весенние наблюдения за растениями».
Результаты домашних исследований оформляются в виде докладов, буклетов.
Проводились и масштабные групповые исследования, которые используются для выступления на НПК. Эти исследования оформляются в печатном виде и хранятся в папках.( см.приложение)
Имеются исследования по таким темам : «Сукцессионные изменения в сообществах на примере реки Нюхаловка», «Места обитания речного бобра на реке Нюхаловка», «Экологическая обстановка с.Почекуево», «Анализ качества питьевой воды».
Изучение статьи учебника, дополнительной литературы- это тоже исследование, которое развивает самообразование у учащихся, повышает интерес к предмету. Я предлагала на уроках план работы по изучению определенной темы, по которому учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника, иллюстрациями, схемами, делают записи в тетради, готовятся к устному ответу. Например, в 9 классе по теме «Оплодотворение» учащиеся сами проверяют свои знания по прошлой теме и изучают по плану новый материал.
Для работы с дополнительной литературой предлагаю написание рефератов, докладов, сообщений по различным темам. Особенно охотно учащиеся читают дополнительную литературу о животных, человеке.
В конце каждого учебного года проводился мониторинг качества знаний в виде тестирования.
3.Заключительный (июнь- август 2010 года).
На этом этапе были обобщены результаты проекта, сделаню выводы о подтверждении или опровержении гипотезы.
Результаты были получены следующие:


    Как видно из графиков у учащихся на протяжении 4-х лет повышался интерес к предмету, улучшалось качество обучения. Кроме того, при прохождении аттестации за курс основной общей школы для сдачи экзамена по выбору биологию выбрало 10 учащихся из 11, и по итогам сдачи экзамена успеваемость составила 100%, качество- 58 %.
Таким образом, по итогам реализации проекта можно сделать следующий вывод: исследовательская деятельность, при систематическом ее использовании на уроках, повышает уровень учебной мотивации и качество обучения.




Мое исследование

Фамилия, имя ______________________________________ 6 класс

Тема: «Распространение семян и плодов растений»

Цель: ____________________________________________________________

_________________________________________________________________

Гипотеза: ________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Оборудование :___________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

План работы:

1.Рассмотреть предложенные семена и плоды растений, определить их особенности, которые помогают им распространяться.

2.По выявленным особенностям, определите способы распространения. Результаты занесите в таблицу:


Название растения

Способ распространения

Приспособления

Сосна





Вяз





Репейник





Люпин





Кокос





Шиповник

Черемуха







Вывод по работе:___________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________