Кислицына Т.И., зам. директора МОУДОД "Центр детского творчества". Отраднова О.Г., методист МОУДОД "Центр детского творчества".  Мониторинг социального заказа на образовательные услуги МОУДОД «Центр детского творчества»


   
Социальный заказ в системе дополнительного образования является отражением социально-педагогических целей общественных (государственных и частных) институтов, направленных на создание условий для развития личности, её способностей к продуктивному решению задач в сферах трудовой, культурно-досуговой деятельностей. 
Цель методики – изучение социального заказа на дополнительное образование детей, сбор информации для принятия решения по повышению эффективности деятельности МОУ ДОД «Центр детского творчества».

Этапы изучения социального заказа на дополнительное образование детей:
1. Определение цели изучения социального заказа.
2. Подготовительный этап (разработка методики изучения социального заказа в соответствии с целью).
3. Проведение исследования.
4. Обработка материалов исследования.
5. Анализ результатов исследования.
6. Разработка решения по итогам анализа результатов исследования. 


Задачи исследования социального заказа на образовательные услуги МОУ ДОД «Центр детского творчества»:
1. Определить потребность детей, родителей, педагогов в услугах дополнительного образования.
2. Определить уровень востребованности услуг, предлагаемых дополнительным образованием.
3. Определить качество услуг дополнительного образования в настоящий период.
4. Внести научно-обоснованные коррективы в программу развития ЦДТ, в действующие и разрабатываемые программы.
5. Разработать рекомендации по развитию дополнительного образования в конкретно взятом учреждении.


Направления мониторинга:
• степень информированности населения о работе учреждения дополнительного образования;
• источники информации населения о работе учреждения дополнительного образования (ЦДТ);
• приоритетные направления деятельности дополнительного образования;
• мотивация посещения занятий воспитанниками ЦДТ;
• степень удовлетворенности дополнительным образованием в районе;
• оценка качества работы ЦДТ;
• перспективы развития взаимодействия педагогов школ и учреждения дополнительного образования;
• возможности перехода дополнительного образования на платную основу.


Методика проведения мониторинга на основе анкетирования
Методика проведения мониторинга на основе анкетирования была разработана и реализована методической службой муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» на основе материалов согласованного исследования проблем дополнительного образования детей «Занятие в УДОД» г. Санкт-Петербург. (Информационно-методический бюллетень. Выпуск № 3, Санкт-Петербург, 2003 г.).
Анкетирование школьников, воспитанников ЦДТ и их родителей проводилось методистами, педагогами, администрацией ЦДТ.
Опрос проводился по индивидуальным бланкам анкет.
При обработке анкет использовались следующие методы:
- метод процентного соотношения (по вопросам анкет, где участникам мониторинга необходимо было выбрать из предложенного перечня варианты ответов, которые соответствовали их мнению);
- метод усредненной оценки (по вопросам, где предлагалось выбрать не только варианты ответов, но и определить степень их значимости, т.е. присвоить им места, начиная с первого);
- метод рейтинговых оценок (распределение данных, полученных с помощью методов процентного соотношения и усредненной оценки, по возрастанию или убыва-нию);
- метод контект-анализа (группировка открытых ответов участников анкетирования по смысловым категориям).
Полученные с помощью этих методов данные легли в основу анализа и интер-претации результатов мониторинга.


Результаты мониторинга социального заказа на образовательные услуги
При изучении степени информированности и источников информации о работе учреждения дополнительного образования мы выяснили, что прослеживается проблема недостаточного уровня осведомленности учителей, родителей и школьников о работе ЦДТ.
Основными источниками информации о работе Центра детского творчества респонденты называют: рекламная деятельность ЦДТ и информация в школе; далее следу-ют: рекомендации друзей, знакомых и всегда знал, сам занимался. То есть каналы сообщения информации через рекламную деятельность ЦДТ и сообщения в школы силами специалистов ЦДТ уже созданы, но требуют специальной разработки и дальнейшего развития.

Мы выдвигаем предложения по внесению корректив в программу развития ЦДТ, в действующие и разрабатываемые программы, деятельность администрации и педагогов ЦДТ:
• Усилить работу по информированию о деятельности ЦДТ среди учителей школ поселка, используя проведение семинаров классных руководителей, заместителей директоров на базе ЦДТ (с освещением вопросов о деятельности ЦДТ), выходы в школы на педагогические советы, заседания методических объединений учителей, проведение Дней ЦДТ в школе и др.
• Усилить работу по информированию о деятельности ЦДТ среди родителей, активизировать работу педагогов дополнительного образования с родителями, вовлекая родителей в деятельность ЦДТ;
• При составлении плана работы обратить особое внимание на совместные мероприятия для детей и родителей, включенные в сквозную программу «Семейный ключ к дополнительному образованию» и др.
При проведении мониторинга социального заказа на образовательные услуги, оказываемые педагогами Центра детского творчества, для нас очень важным было рассмотреть вопросы, связанные с мотивацией получения дополнительного образования и оценкой результативности занятий в ЦДТ с позиции воспитанников и родителей.
Одним из направлений мониторинга социального заказа на образовательные услуги дополнительного образования являлось изучение взаимодействия школы и учреждения дополнительного образования.
Данные анкетирования показывают, что в целом учителя общеобразовательных школ признают значимость дополнительного образования в развитии личности ребенка: его всестороннего, физического, эмоционального, интеллектуального развития.
Говоря о путях взаимодействия основного и дополнительного образования, можно сказать, что спектр предложений достаточно широк.
Учителя используют знания и опыт, приобретенные учащимися класса на занятиях в учреждении дополнительного образования, в организации учебного процесса и воспитательной работы.
Доминирующее место в спектре взаимодействия, по мнению учителей, занимает совместная деятельность педагогических коллективов школ и ЦДТ, прежде всего, досуговой направленности; воспитательная и образовательная направленность взаимодействия рассматривается учителями не только как опыт социального сотрудничества, но и наблюдается интеграция различных форм общего и дополнительного образования.
Очень важным для дальнейшего взаимодействия учителя школ считают расширение и углубление рекламной деятельности ЦДТ («Выход на классные часы в школу, на родительские собрания», «Побольше открытых мероприятий с демонстрацией успехов», «Выход педагогов ЦДТ в школы для сообщения информации» и др.).
Высказываются предложения и о необходимости сотрудничества в области методической деятельности.
При ответе на вопрос: «Ваши пожелания в адрес Центра детского творчества » - мы услышали следующие интересные предложения:
1. Развивать интересы и способности детей.
2. Побольше себя рекламировать.
3. Заинтересовать родителей, привлекать их к участию в мероприятиях ЦДТ.
4. Разнообразить формы работы ЦДТ.
5. Организовать кружки с учетом современных потребностей детей.
6. Быть посовременнее.
7. Благодарность за творческий подход и готовность идти навстречу пожеланиям.
8. Побольше финансовой поддержки администрации и спонсоров.
Проводя мониторинг социального заказа на образовательные услуги Центра детского творчества, мы не могли не рассматривать вопрос возможности перехода дополнительного образования на платную основу.
Социально-экономические изменения, происходящие в стране, ведут к увеличению доли платных образовательных услуг деятельности всех типов учреждений. Политика Министерства Образования и науки РФ и разрабатываемая им нормативно-правовая база, направленная на реализацию многоканального финансирования учреждений образова-ния, необходимость более полного удовлетворения социального заказа населения на дополнительные образовательные услуги и повышение конкурентоспособности учрежде-ния в рыночных условиях диктуют также необходимость разработки системы платных образовательных услуг в УДОД.
Для оценки возможности перехода дополнительного образования на платную основу участниками исследования был проведен опрос воспитанников ЦДТ, школьников и их родителей.
В результате анкетирования мы выяснили, что респонденты за услуги дополнительного образования могут внести плату 100-200 рублей-11% опрошенных; не могут оплачивать обучение-89%(по причине низкой платежеспособности населения и безработицы).


Основные выводы мониторинга социального заказа на образовательные услуги
Результаты социально-педагогического исследования показывают, что система современного дополнительного образования обладает потенциальными возможностями для реализации задач модернизации образования.
В настоящее время дополнительному образованию удается сохранить статус эмоционально-комфортной для учащихся сферы образования и решать важнейшую социально-педагогическую задачу содержательной организации свободного времени детей и подростков, способствующую приобретению ребенком устойчивой потребности в познании и творчестве, максимальной реализации себя, самоопределению предметно, социально, профессионально, личностно.
Мнения педагогов, родителей, учителей о дополнительном образовании свидетельствуют о том, что УДОД обладает потенциалом для всестороннего развития ребенка. Пути взаимодействия дополнительного и общего образования, предложенные учителями школ, являются актуальными и также определяют сферу модернизации обра-зования.
Зафиксированные исследованием реальные процессы современного дополнительного образования позволили не только определить позитивные тенденции, но и выявить актуальные зоны и перспективы развития МОУ ДОД «Центр детского творчества».
Результаты исследования показывают, что зонами актуального развития в учреж-дении дополнительного образования должны стать:
• выработка подходов и методик оценки результатов образовательной и воспитательной деятельности с учетом анализа потребностей участников об-разовательного процесса;
• обогащение спектра форм, содержания, методов, технологий деятельности;
• изменение подходов и отношения УДОД к профориентационной деятельности в соответствии с современными требованиями.
Таким образом, выявленные в ходе исследования особенности и актуальные проблемы дополнительного образования детей можно рассматривать как основу необходимой позитивной динамики развития ЦДТ как открытой образовательной социокультурной системы, ориентированной на создание условий для реализации потенциальных возможностей ребенка в современном мире.
Предложения о внесении обоснованных корректив в программу развития ЦДТ, в действующие и разрабатываемые программы, деятельность администрации и педагогов ЦДТ:
1. Расширить и совершенствовать различные формы сотрудничества, разработать механизм взаимодействия школ и ЦДТ.
2. Разработать критерии оценки деятельности педагогов дополнительного образования с учетом реализации образовательных потребностей всех участников образовательного процесса.
3.Усилить психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
4.Создать условия (как методические, так и организационные) для углубления работы по индивидуальным образовательным маршрутам и другим формам инди-видуальной работы с одаренными детьми.
5. Создать условия для более полного использования воспитательного потенциала образовательного процесса в ЦДТ (проведение массовых мероприятий для воспитанников и их родителей; создание, поддержка и развитие традиционных мероприятий для воспитанников; проведение мастер-классов и др.).
6. Расширить спектр образовательных программ детских объединений.
7. Создавать наиболее благоприятные условия для личностного становления ребенка путем педагогического влияния на семейное воспитание.

На основании выводов мониторинга рекомендуется составление планов работы и программы развития ЦДТ на 2011-2016 гг.


Список используемой литературы:
1. Информационно-методический бюллетень. № 3, 2007 г. Санкт-Петербург, «Про-Пресс».
2. Дополнительное образование и воспитание. №11, 2007г., Москва, «ООО Витязь-М».
3. www.direktor.ru



Comments (1)

On 10 февраля 2011 г. в 10:15 , Тарасова С.А. комментирует...

Татьяна Ивановна! Мониторинг - работа необходимая. Но то, что Вы представили не совсем подходит под проект.