Молунова Г. А., учитель математики и информатики МОУ «Большереченская СОШ№2».  Педагогический проект по теме: "ИКТ для всех".

Актуальность проекта
Информационные технологии находят довольно широкое применение в педагогике как науке, а также непосредственно в практике учебно-воспитательного процесса. Наибольшее распространение они получили в таких видах деятельности как дистанционное обучение, учреждение онлайновых  учебных заведений, помощь в системе управления образованием, создание программ и виртуальных учебников по различным предметам, поиск в сети информации для учебного процесса, компьютерное тестирование знаний учащихся, создание электронных библиотек, формирование единой научной электронной среды, издание виртуальных журналов и газет по педагогической тематике, проведение телеконференций, расширение международного сотрудничества в сфере Internet-образования.


В связи с активным внедрением информационных технологий в образовательный процесс, возникает необходимость обобщения опыта, поиска оптимальных форм и методов использования учителем различных средств ИТ в практической деятельности.
Суть проекта «ИКТ для всех» состоит в создании условий для личностно-ориентированного развития всех участников педагогического процесса: учащихся, преподавателей, администрации, родителей, а также создания единого информационного пространства школы.
Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и  на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители: администрация в сфере управления,  а преподаватели в области повышения эффективности процесса обучения

Цель и задачи проекта.
Цель проекта: переход школы в устойчивый режим инновационной деятельности на основе эффективного использования компьютерной техники и информационных технологий, повышение качества образования  через активное внедрение  информационных технологий.

Задачи:

-создать единое информационное  пространство  школы;
-использовать информационные технологии для непрерывного профессионального образования педагогов и активизации учебного процесса;
-обеспечить условия  для формирования информационной культуры обучающихся;
-создать условия для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство;
-развить школьный пресс-центр «За партой»;
-создать условия для непрерывного управления образовательным и воспитательным процессами со стороны администрации школы.
-развить в школе систему тьюторства.

Механизм реализации:


Проект реализуется через работу методических объединений учителей-предметников и систему методической работы, непрерывное образование и самообразование учителей, через работу творческих групп учителей и обучающихся по созданию базы данных и ее пополнению,  взаимодействие  всех участников образовательного процесса, которое  обеспечивает сайт школы.


Целевая группа
Обучающиеся  3-11 кл.,
Предметы: все.
Педагоги ОУ.

Сроки реализации проекта: 3 года.
Предполагаемые результаты проекта:
В результате внедрения проекта будет образован единый учебно-информационный центр школы, в состав, которого будут входить учащиеся, педагоги, администрация.
Педагогами школы будут созданы личные блоги, электронные портфолио учащихся и учителей.
В процессе обучения предполагается использование и внедрение новых информационных технологий в преподавании школьных предметов.
Компьютеры будут использоваться не только для преподавания предметов, но и оказания методической поддержки педагогам, управления образовательным и воспитательным процессами, развития школьного пресс-центра «За партой».
Данный проект позволит увидеть:

  1. рост количества детей, занимающихся исследовательской, проектной деятельностью;
  2.  рост количества педагогов, прошедших повышение квалификации в области ИКТ( с привлечением дистанционных образовательных технологий);
  3.  повышение качества преподавания уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ;
  4.  повышение качества управления образовательным и воспитательным процессами в школе;
Реализация проекта позволит сформировать целостную открытую социально-педагогическую систему, способную создать комплексное образовательное пространство для развития и саморазвития детей, социальной адаптации выпускников, самосовершенствования педагогов.

       1. Создание необходимых условий для качественного применения ИКТ в образовательном       процессе:
    - наличие квалифицированных педагогов, прошедших специальную подготовку к  работе в условиях применения ИКТ;
    - наличие методически обоснованных учебных программ.
      2.  Ведение сайта школы, отражающего ход реализации проекта.
      3.  Осуществление перехода к информатизации управления образовательным процессом.
      4.  Непрерывный мониторинг ИКТ – компетентности учащихся и сотрудников школы.
      5.  Организация  преподавания непрерывного курса «Информатика 3-11 кл».
      6.  Апробация  новых форм организации образовательного процесса.
      7. Создание и постоянное пополнение  учительских электронных папок в памяти школьного компьютера в качестве рабочего инструмента и портфеля личных достижений в области информационного обеспечения профессиональной деятельности.
      8. Изучение  и внедрение учебных программ с использованием ИКТ. 
      9. Широкая межпредметная интеграция и индивидуализация обучения.
      10. Обеспечение условий для адаптации учащихся в современном        информационном обществе.
      11. Обобщение и распространение опыта использования ИКТ-технологий  в     учебно-воспитательном процессе.
      12. Широкое внедрение накопленных программно-методических материалов в образовательный процесс.
      13. Совершенствование профессиональной  ИКТ-компетентности учителей.



      Основные этапы реализации проекта.

      Формирование  единого информационного пространства на первом этапе сводится к созданию  общей информационной базы данных – компьютерного отображения информационного поля учебного заведения, объединяющего информационные потоки, и организации постоянного доступа к ней всех участников учебного процесса,  с целью получения  администраторами  и преподавателями  необходимых им   данных об учениках и работе коллектива.
                  На втором этапе предусматривается создание и открытие доступа всем заинтересованным лицам к сайту школы, который предоставляет следующие возможности: интерактивное общение участников учебного процесса, размещение информации на всеобщий просмотр, размещение служебной информации, размещение информационных полей участников образовательного процесса.
                  На третьем этапе  необходимо создание локальной сети, позволяющей объединить и систематизировать внутришкольные информационные ресурсы, обеспечить беспрепятственный доступ в Интернет для любого пользователя со своего рабочего места (согласно уровню доступа).

      Приоритетные направления деятельности участников образовательного процесса
      Под участниками образовательного процесса следует понимать следующие устойчивые группы: администрация (директор, его заместители),  педагоги, обучающиеся, родители, библиотекарь, секретарь.
      Название блока Решаемые задачи

             Название блока
      Решаемые задачи
      Директор


      1. Проведение тарификации
      2. Контроль учебного процесса
      3. Контроль финансово-хозяйственного состояния
      4. Контроль исполнения требований приказов
      5. Координационная связь с вышестоящими органами
      6. Использование электронной почты для связи с органами управления образования.
      7. Установка творческих связей с другими учебными заведениями.
      8. Проведение родительских собраний с использованием ИКТ.


      Секретарь

      1. Ведение баз данных учащихся
      2. Ведение баз данных персонала
      3. Организация документооборота
      4. Подготовка проектов приказов
      5. Ведение штатного расписания
      Завуч

      1. Оформление материалов по ЕГЭ.
      2. Планирование учебного процесса (учебный план, график контрольных и проверочных работ, организация переподготовки и аттестации)
      3. Распределение нагрузки по преподавателям
      4. Контроль состояния степени обученности, качества знаний
      5. Контроль успеваемости
      6. Составление и ведение расписания занятий
      7. Проведение курсов по ИКТ для педагогического состава.
      8. Составление всевозможных отчетов.
      9. Организация переподготовки и аттестации.
      10. Использование электронной почты для связи с органами управления образования.
      11. Повышение квалификации и осуществление методической поддержки работников школы в области ИКТ.
      12. Проведение семинаров, практикумов, обмен опытом по использованию ИКТ.
      13. Размещение на сайте школы локальных документов образовательного учреждения
      Учитель

      1. Календарно-тематическое планирование
      2. Разработка и использование учебно-методических материалов для ведения уроков
      3. Дистанционное самообразование (обучение на курсах, участие в конкурсах, конференциях, семинарах)
      4. Аттестационные задания и пояснения к ним.
      5. Поиск и отбор информации с помощью Internet.
      6. Внеурочная деятельность.
      7. Формирование электронного портфолио учителя.
      8. Публикация методических материалов, докладов в Internet
      9. Обменивание информацией по методике преподавания.
      Создают веб-странички, сайты и получают новый образовательный ресурс доступный и другим регионам, участвуют в работе педагогических интернет – объединений.
      10. Организация дистанционного обучения, для учеников, пропускающих занятия по болезни.
      11. Проектная деятельность учащихся.
      12. Связь с родителями по E- mail
      Учащийся

      1. Информированность об учебном процессе и жизни школы (расписание занятий, расписание работы учителей, расписание контрольных работ и т.п.)
      2. Домашние задания с рекомендациями по выполнению
      3. Дистанционное самообразование (обучение на курсах, участие в олимпиадах, тестирование)
      4. Дистанционное обучение детей часто болеющих и находящихся на надомном обучении
      5. Создание портфолио учащегося.
      Методическое объединение

      1. Документы МО.
      2. В помощь учителю (создание мультимедийных образовательных ресурсов): материалы к уроку, материалы по ЕГЭ, экспериментальная работа, внеурочная работа.
      3. Полезные ссылки.
      4. Проектная деятельность.
      Библиотекарь

      1. Осуществляет и поддерживает работу по созданию и поддержке электронного библиотечного каталога;
      2. Публикует информацию о новых поступлениях;
      3. Использует информацию, размещённую в сети ИНТЕРНЕТ;
      4. Создание бюллетеня информационной службы с целью подготовки издания школьной газеты;
      5. Пропаганда библиотечно-библиографических знаний;
      6. Выступления на педсоветах.
      7. Изучение специализированных изданий;
      8. Ведение внеклассной работы.
      Родители

      1. Информированность об учебном процессе и жизни школы (расписание занятий, расписание работы учителей, расписание контрольных работ и т.п.)
      2. Интернет общение с руководством школы.
      3. Связь с классным руководителем по E- mail
      4. Организация дистанционного обучения для детей, пропускающих занятия по болезни.
      5. Помощь в создании портфолио учащегося.
      6. Знакомятся с учебными проектами детей.
      7. Знакомятся с нормативной, медицинской, педагогической информацией.
      Сетевой координатор

      1. Организация и функционирование школьной локальной сети.
      2. Установка программного обеспечения.
      3. Поддержание сайта школы, Web- страниц, отдельных школьных проектов.
      4. Устранение технических неисправностей.
      5. Поддерживает работу локальной сети школы и ИНТЕРНЕТ-сервера.
      6. Обеспечивает надёжное хранение информации, а также защиту локальной сети школы.
      7. Обеспечивает доступ в ИНТЕРНЕТ со всех рабочих мест.