Чумарова А.А., Развитие ключевых и предметных компетенций школьников
в процессе обучения математике на базовом уровне.
 
    Особенность нашего времени - это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производственной деятельности. И к образованию в нашем современном меняющемся мире предъявляют новые требования.


Чумарова А.А.,
Учитель математики МОУ «Курносовская СОШ»


Развитие ключевых и предметных компетенций школьников
в процессе обучения математике на базовом уровне.



    Особенность нашего времени -это потребность в предприимчивых ,деловых , компетентных специалистах в той или иной сфере общественной ,социальной , экономической и производственной деятельности. И к образованию в нашем современном меняющемся мире 
предъявляют новые требования. Если раньше считалось, что ученик на выходе из учебного заведения должен обладать определенной суммой знаний по предметам школьного цикла, то сегодня от школы ждут выпускника, умеющего искать ответы на поставленные вопросы и ориентироваться в информационном пространстве.
    В школе, где я работаю большинство родителей неблагополучные, с минимумом образованности. В связи с этим ориентиром для школы семья является оторванным от проблем
школьной жизни.
    Образовательный и социальный уровень родителей существенно различаются, увеличивается число детей из неполных семей и проживающих с опекунами. Тенденцией развития внешней социальной среды является увеличивающееся число негативных влияний на ребенка, обусловленное расширением неконтролируемых контактов в учреждениях индустрии развлечении. Представляется, что в перспективе внешняя социальная среда школы трансформируется таким образом, что будет предъявлять максимальное число возможностей для реализации зрелой, социально- адаптированной личности и, одновременно, максимальное число опасностей для неуравновешенного, социально некомпетентного, психологически неустойчивого человека..
     Таким образом, обозначается проблема – как осуществить развитие такой личности ребенка, которая сможет противостоять этим неблагоприятным внешним факторам. Ведь, если человек
будет образован, самостоятелен в принятии решений, увлечен, то он будет являться той зрелой, социально адаптированной личностью, которой представляется широкое поле для ее реализации.
  Цель моей педагогической деятельности: развитие ключевых предметных компетенций школьников в процессе обучения математике на базовом уровне.
Для достижения этой цели решались и решаются следующие задачи:
-- изучение психолого-педагогической учебно-методической литературы по теме;
--проанализировав уже существующие применяемые инновационные технологии, выбрать пути решения осуществления своего проекта;
--создать комфортную образовательную среду, обеспечивающими положительную мотивацию на изучение математики;
--выявление дидактических средств, способствующих повышению эффективности учебно- исследовательской деятельности учащихся при обучении математике;
--проверка эффективности предложенных средств в реальной практике;
--проведение анализа, систематизации обобщения результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Этапы работы над проектом.
1. Анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами.
2. Этапы реализации.
3. Соотнесение прогнозируемых результатов с реально достигнутыми.

Ожидаемые результаты.
1.Овладение учащимися общеучебными умениями и навыками, соответствующими возрастным и психологическим возможностям, как средством социализации личности ученика.
2.Повышение общей информационной культуры учащихся.
3 .Развитие мотивации к изучению математики за счет расширения пространства учебного предмета, в том числе формирование ключевых компетенции.

Условия реализации проекта.
Обеспечение процесса реализации проекта.

    Ресурсное обеспечение процесса обучения математики в свете повышения эффективности учебно- исследовательской деятельности учащихся, заявленное в проекте, является достаточным для его реализации:
--используемые рабочие программы учебных курсов по математике на второй и третьей ступенях обучения мною разработаны в полном соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, обеспечивают преемственность курса математики между начальной и основной, основной и средней школой, учитывают специфику школы, опираются на учебно методические комплексы, допущенные Министерством образования и науки РФ;
-- уровень собственной квалификации считаю достаточным для реализации данного проекта: высшее образованне, полученное в «Омском Государственном Педагогическом Институте по специальности «Математика, информатика и вычислительная техника», повышение квалификации в «Институте развития образования Омской области» по теме «Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по математике за курс средней (полной)
школы».
.—успешная сдача ЕГЭ по математике выпускниками 4 года подряд.

Реализация проекта.
-на стадии совершенствования;
--формирование у учащихся развернутой и полноценной учебно-исследовательской деятельности, содержание которой составляют теоретические знания, исследовательские умения и навыки. --проблема повышения эффективности учебно-исследовательской деятельности учащихся при обучении математики меня интересует с момента начала моей педагогической деятельности;
--посещала и посещаю уроки своих коллег с большим опытом работы, с целью овладения и реализации технологии повышения эффективности учебно-исследовательской деятельности;
--знакомлюсь с научно методической ,психолого –педагогической литературой по данной теме.
При этом убедилась, что на сегоднящний день , несмотря на широкие изыскания в этой области
и освещение различных аспектов проблемы, единого общепринятого определения исследовательской деятельности нет. Теоретический анализ литературы показывает, что элементы исследовательского подхода в обучении наибольшее освещение получили в 60-х годах 20 века, в связи с поиском способов активизации и стимулирования самостоятельной деятельности учащихся на основе положения, выдвинутого психологом Л.С. Выгодским, что обучение ведет за собой развитие. Исследования В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Л.С. Рубинштейна направлены на выявление и структуры учебной деятельности школьников в психолого –педагогическои литературы., показал, что исследовательский метод в обучений учащихся используется достаточно давно. М.И. Махмутов отмечает: «…поскольку начное познание есть процесс творческий, то сближение методов обучения с методами науки должно обеспечить развитие творческих способностей учащихся».

Технология повышения эффективности учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках математики.
Теоретической основой технологии является:
---методологические положения теории учебной деятельности(В.В Давыдов ,Д.Б. Эльконин);
---теоретические основы исследовательского метода обучения;
---теоретические основы оптимизации процесса обучения (Ю.К.Бабанский)
---теория и практика проектирования учебного процесса(В.М.Монахов).


    Очевидно, что каждый профиль, имея свою специфику, влияет на математическое содержание, изучаемое школьниками в его рамках. Однако обязательным для выполнения является федеральный компонент. Поэтому в тех профилях, в которых математика изучается на базовомуровне, можно говорить лишь о специфике преломления обязательного математического содержания, о расстановке акцентов при изучении того или иного элемента математического содержа-ния, о специальном содержании иллюстративного материала и математических задач.
Традиционно содержание учебного предмета «математика» в школе, независимо от того, в классе какого профиля он изучается, включает в себя две составляющие: теоретическое содержание и задачи. При этом выделяют несколько типов задач, в соответствии с их целями:
Мотивационные( основная цель-создание положительной и желательно устойчивой мотивации изучения какого-либо элемента математического содержания), иллюстративные задачи(цель-
иллюстрация, пояснение изучаемого математического факта), задачи-упражнения( цель-отработка навыка, связанного с применением какого-либо мат.факта на репродуктивном уровне),
собственно математические задачи (цель—формирование навыков мат. деятельности), которые, как правило, носят продуктивный характер и связаны с переносом изученного факта и уже отработанного навыка в новые условия.
    Отбор математического содержания, предназначенного для изучения в рамках среднего
общего образования осуществляю , во-первых, на основе принципов, сложившихся в результате
многолетнего опыта отечественного математического образования( фундаментальность, научность, систематичность ,доступность, последовательность), во-вторых, с учетом современных потребностей общества, в-третьих, ориентируясь на цели, сформулированные в стандарте.
    Перспективы работы. Очевидно, что работа над развитием ключевых компетенции должна
Вестись на всех предметах школьного цикла, а не только в процессе обучения математике, следовательно, необходимо продумать пути взаимодействия с учителями-предметниками,
разработать единые критерии, по которым можно будет судить об уровне сформированности
ключевых компетенций школьников разных возрастных групп.


Литература.
1.Сборник нормативных документов. Математика сост.Э.Днепров, А.ГАркадьев.-М:Дрофа, 2007
2.Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.
3.Беспалько,Слагаемые педагогической технологии/М.:Педагогика,1989г
4.Л.С.Выгодский.Педагогическая психология/М: Педагогика, 1991г
5.Ю.М.Колягин. Задачи в обучении математики/М: Просвещение,1977г.
6.Г.А.Монахова.Технология проектирования учебного процесса/М.:Новокузнецк,1997г.
и другие пособия.